По всей России местные бюджеты трещат по швам из-за увеличения объема социальных обязательств, выпадающих доходов и других напастей. Их дефицит в этом году составит 200 млрд рублей - это в четыре раза больше, чем в кризисном 2009 году

Российское правительство хочет сделать местное самоуправление сильным, самостоятельным и богатым. Пока получается не очень: чиновники в Москве делят полномочия регионов и муниципалитетов и увеличивают социальные обязательства последних, но не собираются оплачивать свои фантазии за счет денег федерального бюджета. Это понятно - в том и смысл реформы, чтобы государственная казна тратила на социалку поменьше, а регионы и муниципальные образования - побольше.

Эксперименты, судя по всему, не доведут местные власти до добра. Минфин доложил в правительство (справка есть в распоряжении "Финмаркета") о дыре - дефиците в 200 млрд рублей, - которая образуется в бюджетах муниципалитетов в этом году и предложил несколько способов их сокращения. Все предложения Минфина можно свести к двум главным: отдать муниципалитетам побольше налогов и заставить планировать расходы на три года вперед.

Новые доходы для муниципалитетов

Некоторые инициативы правительства относительно доходной базы муниципалитетов могут стать законами уже осенью:

Вводится патентная система налогообложения для предпринимателей по 47 видам деятельности. В Минфине считают, что этот налог принесет местным бюджетам около 1 млрд. руб.

Увеличатся размеры отчислений от единого сельскохозяйственного налога с 35 % до 50 %, в бюджеты поселений — с 35 % до 50 % и в бюджеты городских округов с 70 до 100 %. Это принесет местным бюджетам еще 1,1 млрд. руб.

На местный уровень переводятся штрафы за правонарушения с сфере благоустройства. Минфин не может оценить объем этих средств. Все штрафы сейчас приносят субъектам только 7,1 млрд.руб. По оценкам экспертов, доля штрафов за правонарушения в сфере благоустройства составляет не более 0,5 млрд.руб.

Льготы и изъятия по местным налогам будут оптимизированы. Из льготной категории налога на земельные участки будут исключены владения армии, спецслужб и таможни. По оценкам Минфина, это принесет местным бюджетам около 3 млрд. руб.

Будет - правда, не понятно, когда - введен местный налог на недвижимость. Кадастровая оценка объектов капитального строительства должна была закончиться в конце этого года, но скорее всего, завершить ее не успеют. Введение этого налога - в который уже раз - может быть перенесено еще на год.

Выходит, что со следующего года муниципальные бюджеты получат около 6,6 млрд. руб гарантированных новых доходов. Однако местным властям это вряд ли поможет - их расходы увеличиваются намного быстрее доходов.

Дефицит растет быстрее доходной базы

В этом году разбалансированность местных бюджетов достигла критического уровня.

Дефицит муниципальных бюджетов по сравнению с прошлым годом вырос в 14 раз. Даже в посткризисный 2009 год он был в четыре раза меньше. По закону, дефицит местного бюджета может составлять 10% от собственных доходов без учета кредитов и остатков на начало года.

Дефицит местных бюджетов растет



Проблема не только в том, что растет дефицит. Темпы роста доходов муниципалитетов упали сразу после кризиса и не могут восстановится до сих пор.

Темпы роста доходов заметно снизились после кризиса



Причин у этой расбалансированности несколько:

Из местных бюджетов постепенно вывели доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности больниц, университетов и учреждений культуры. По закону, окончательно вступившему в силу с 1 января 2012 года, все заработанные деньги будут оставаться у самой бюджетной организации, чтобы стимулировать их оказывать качественные услуги и повысить их самостоятельность.

Раньше значительную часть средств муниципалитеты получали от своих субъектов федерации, но теперь межбюджетные трансферты регионам сокращены на 100 млрд руб. Все учреждения здравоохранения, например, перевели на уровень субъектов и расходы на их содержание в финансовой помощи местному самоуправлению больше не учитываются. Но сами эти расходы заменили другими, не менее обременительными.

Как утверждает источник "Финмаркет" в Минфине, местным бюджетам дорого обошлись предвыборные обещания президента Владимира Путина. В прошлом году местным властям было дано задание построить большое количество детских садов. Обязательства легли на муниципалитеты, а собственных средств у большинства из них не оказалось, пришлось занимать. Часть средств пошла также не повышение выплат социальным работникам в соответствии с одним из первых указов вновь избранного президента.

Местные власти вообще много кредитовались, а еще предоставляли гарантии по кредитам бюджетным организациям. Выданные гарантии отражаются в балансе как долг.

План спасет от дефицита

Минфин считает, что главное лекарство от роста дефицитов - переход на трехлетний бюджет. По мысли чиновников, расходы, запланированные заранее, стабилизируют муниципальные финансы и снизят напряженность. Правда, на трехлетние бюджеты уже перешли 68 регионов, но от роста дефицита это их пока никак не спасло.

В любом случае, воля Москвы уже претворяется в жизнь: Минфин в конце июля обсудил с регионами грядущие изменения, и серьезных возражений они не вызвали. Позже состоялось совещание у вице-премьера Дмитрия Козака. Как пояснили в аппарате правительства, было принято решение, что поправки по обязательным трехлетним бюджетам для всех уровней власти внесут вместе с налоговыми поправками в октябре этого года. Они вступят в силу уже с 1 января 2013 года.

Москва. 14 августа. FINMARKET.RU