Более 80% россиян покупают продукты по акциям. Такой вывод следует из результатов опроса международного маркетингового агентства «IMA». Благодаря акциям респонденты экономят на продуктах от 7 до 15 тыс. рублей в месяц. Но так ли выгодны скидочные акции? На что следует обращать внимание при выборе товаров в магазине? Как сделать покупки с экономией для своего кошелька? Об этом «МК» рассказал социолог Олег Мальцев.

Доля тех, кто покупает еду исключительно по акциям, скидка по сравнению с обычными покупками колеблется на уровне 30%, сказано в исследовании. Среди ответов участников опроса были: «Я вечером захожу в магазин и смотрю, что у нас сегодня по акции – тем и будем ужинать», «Если в магазине нет скидок и акций, мы просто разворачиваемся и уходим». То, что многие потребители по-настоящему «подсели» на скидочные акции – это факт. И он не безопасен для потребителя, утверждает наш собеседник.

- С 2019 года доля тех, кто питается преимущественно по акционным предложениям, выросла примерно в три раза. С чем связан тренд?

- Действительно, за скидками гоняются покупатели не только офлайн, но и онлайн-магазинов. Некоторые отмечали, что перейдя на сайт супермаркетов, сразу заходят в раздел с акциями и выбирают продукты только из этого набора, а кто-то вообще не заказывает продукты в определенном магазине, если нет возможности применить промокод. Также были и те, кто гоняется за скидками из принципа: для них большее значение имеет наличие желтых (красных, оранжевых) ценников, которыми отмечают товары со скидками, чем реальная экономия.

- Это можно считать рекламными приемами ритейлеров для увеличения продаж?

- Акции и спецпредложения – это универсальный маркетинговый инструмент, который позволяет реализовывать большие объемы товара в кратчайшие сроки. Они выгодны как потребителям, так и продавцам, потому что помогают регулировать спрос на определенные товары. Вопреки распространенному мнению, в акциях и спецпредложениях участвуют продукты надлежащего качества и на них полностью распространяется закон «О защите прав потребителей», поэтому вернуть и обменять их можно на тех же условиях.

- Получается, не всегда «спецпредложения» - это что-то от лукавого?

- Акции – это отличная возможность, чтобы сэкономить. На сегодняшний день существуют специальные приложения, которые позволяют отслеживать акции во всех магазинах и сравнивать предложения. Таким образом, для того, чтобы узнать, где продукты продаются со скидкой, больше нет необходимости совершать рейд по всем близлежащим супермаркетам. Но иногда акции бывают лишь уловкой, товар выставляют по обычной цене и вешают на него цветной ценник. Для людей, которые хорошо ориентируются в ценах, этот трюк очевиден, но те, кто редко бывает в магазинах, попадаются на эту уловку. Чтобы этого избежать, нужно просто узнать среднюю цену на товар. Сейчас это легко сделать с помощью смартфона и интернета прямо в самом магазине. Поэтому, если вы видите скидки, не спешите хватать все подряд. Для начала лучше понять - действительно ли это выгодное предложение.

- На что в первую очередь следует обратить внимание в правилах акции?

- Часто по акциям продают товар не штучно, а целыми упаковками – чем больше количество, тем дешевле продукт. Насчет таких предложений стоит хорошо подумать – а нужен ли вам весь объем товара, который предлагается по акционной стоимости? Часто случается так, что лишний товар, купленный по привлекательной цене, отправляется в мусорное ведро. Какая уж тут экономия! Чтобы такого не произошло, покупайте в больших объемах только то, чем пользуетесь регулярно и то, что имеет длительный срок хранения. Например, консервированные овощи, которые вы периодически используете для салатов с большим сроком годности, вполне можно приобрести в количестве нескольких банок, а вот молочная продукция, купленная в большом количестве, может просто не дождаться своего часа и испортиться.

Авторы: ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВА