Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обратила свой взор в сторону маркетплейсов. Регулятор признал Ozon и Wildberries коллективными монополистами с долей рынка в 80%. Что это означает? Все уже привыкли к тому, что точки доставки купленных онлайн товаров есть буквально на каждом углу. Но теперь их количество может резко сократиться. Можно сказать, что компании получили предупреждение и теперь им придется устранить все возможные нарушения, чтобы избежать санкций. Но почему именно сейчас? И почему ФАС не оценил компании по отдельности и к каким последствиям для потребителей может привести ситуация? На эти и другие вопросы «МК» ответил председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

Маркетплейсы — относительно новый и еще не всем привычный инструмент современной российской торговли. Это торговая площадка, которая продает товары и услуги разных продавцов через интернет. То есть, маркетплейсы — своего рода посредники (с функцией удобной доставки товара) между продавцами и покупателями, собственной продукции у них нет. В России первым маркетплейсом стал Ozon, который был запущен в 1997 году. По оценке «INFOLine-Аналитики», в структуре продаж маркетплейсов по итогам девяти месяцев 2023 года доля Wildberries составила 49,7%, а Ozon — 32,5%. Сегодня у Ozon по всей стране работает более 18 тыс. пунктов выдачи заказов (ПВЗ), у Wildberries насчитывается около 30 тыс. пунктов выдачи, большая часть из которых управляется партнерами.

- Дмитрий, почему ФАС обвинила две компании в коллективном монополизме? Они разве не конкуренты друг другу?

-Когда два участника контролируют рынок, это называется дуомонополизм. Это неприятный факт для самих компаний, который означает, что в случае отмены моратория на проверки бизнеса любые недобросовестные практики поведения маркетплейсов будут строго наказываться. Любые сомнительные действия с продавцами или покупателями станут предметом расследования антимонопольной службы и, соответственно, за каждое нарушение будут наложены весомые штрафы. К слову, за нарушение антимонопольного законодательства можно получить оборотный штраф. А проценты от оборота маркетплейса - это огромные суммы.

-Что сейчас предпримут компании, чтобы избежать возможного наказания в будущем?

-Они будут просить у ФАС конкретики. Им надо выяснить, что именно ФАС считает недобросовестными действиями. Надо понять правила игры. Считается ли такой эксперимент как платный возврат бракованной покупки законным, или платный возврат, но не по цене пересылки, а с небольшим процентом? Такие истории могут стать интересны регулятору. Маркетплейсам придется это исправлять.

- ФАС утверждает, что два маркетплейса занимают 80% рынка, а это монополизм. Почему регулятор не оценивает компании по отдельности?

- Об этом пока речи не идет. ФАС не разделяет эти компании. Пока регулятор просто предупреждает: «я вас заметил, включил вас список монополистов, ведите себя хорошо». Почему регулятор не приводит цифры по каждому маркетплейсу, неизвестно. Правда, сами компании вряд ли бы захотели, чтобы в такой ситуации их разделили. Суть в том, что никто из маркетплейсов не хочет быть в лидерах такого антирейтинга. Задача компании притвориться, что у нее нет доминирующего положения, что он не первый, а только второй. Ничего хорошего в том, чтобы быть лидером в глазах антимонопольщиков, нет. Первый всегда получает по шапке сильнее.

- В Совете Федерации рассматривают возможность сокращения точек выдачи компаний. К каким последствиям это может привести?

- Да, компаниям могут установить лимит по количеству точек выдачи. Допустим, регулятор скажет «в этом городе у вас должно быть не более 200 точек». Понятно, что потребителям это будет неудобно. Но, с другой стороны, если на услуги маркетплейса будет спрос, ничего страшного не произойдет. Уже сейчас понято, что маркетплейсы будут жить дольше, чем классические торговые точки и сетевые ритейлеры. Если число точек выдачи сократится, значит вырастет объем доставки товара на каждый адрес. Борьба с маркетплейсами приведет к трансформации их работы: физических точек выдачи станет меньше, но увеличится число курьеров. Да, количество грузовичков и велосипедистов, которые развозят товар, вырастет, да, это приведет к небольшому подорожанию доставки, но на этом проблемы заканчиваются. Потребитель будет готов заплатить чуть больше, чтобы остаться с маркетплейсами, которым он доверяет. Это удобно: человек не тратит время на поездку в магазин, пробки, прогулку по торговому залу в поисках нужного продукта и на стояние в очереди в кассу.

-Есть мнение, что своими заявлениями ФАС преследует цель расчистить рынок для других игроков.

-Когда право собственности теряет свою ценность, можно на рынке провести революцию: или кого-то забрать и поделить, или конфисковать. Я не думаю, что они будут расчищать рынок под нового игрока. Это сложно. Проще взять и поделить. Сценарий тут примерно такой. Компании сделают предложение, от которого она не сможет отказаться. Примерно такая ситуация была в 2018 году с основателем розничной сети «Магнит» Сергеем Галицким, который продал большую часть своих акций одной из крупнейших финансовых структур России и покинул компанию.

-Осенью прошлого года активно велись разговоры на тему: «есть ли тренд на национализацию в российской экономике». Представители власти заверяют, что такой угрозы нет, бизнес же высказывает опасения. История с маркетплейсами вписывается в эту логику?

-Да. История с маркетплейсами может иметь такие корни. За то, что компания большая, ее могут засыпать штрафами, проверками, уголовными делами. А потом... Хочешь, борись пока можешь. Ну или отдавай свои бизнес кому надо, потому что для государства это в целом хорошо. По этому сейчас абсолютно все бизнесмены хотят обзавестись шапкой-невидимкой и не отсвечивать, и убедить, что они не первые и не самые лакомые. Проще, чтобы тебя не видели, так как в стране новый тренд: «отбирай то, что ты не создавал». И история с маркетплейсами может также закончиться, так как повод есть.

- Оцените последствия для российских потребителей.

- Возможно сокращение торговых точек, что усложнит логистику, а также даст небольшой рост стоимости доставки товаров. Но если все пойдет по худшему сценарию, то это будут очень большие риски для бизнеса. Как показывает практика, смена собственника и приход новых управленцев зачастую заканчивается снижением качества услуг и продуктов.

Авторы: ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВА