Кратно повысить тарифы на передачу электроэнергии для крупных центров по майнингу криптовалюты готовится Министерство энергетики РФ. По мнению властей, именно мощные криптофермы стали одной из причин локального энергодефицита в Сибири, из-за чего ресурсов не хватает другим потребителям. Увеличение тарифов, по мнению регуляторов, заставит криптофермы переехать в другие регионы. О том, к чему могут привести подобные инициативы властей и как участники рынка на них реагируют — в материале «МК».

Энергодефицит ощущается в южной части Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края. Для ликвидации недостатка энергии здесь нужно будет построить к 2029 году электростанции мощностью 1,23 ГВт на сумму 430 млрд рублей. Точное количество криптоферм, расположенных в этих краях, неизвестно, однако ряд источников утверждает, что большинство из них сосредоточено в Иркутской области, причем в южной её части. По данным «Системного оператора Единой энергетической системы», фактическая потребляемая мощность дата-центров в Иркутской области находится на уровне 584 МВт, из которых на юге области — 335 МВт. При этом объемы энергопотребления в Сибири продолжают расти.

В итоге в Минэнерго решили перейти к жесткому регулированию этой сферы. В конце сентября ведомство объявило о начале разработки новых правил для майнинг-центров. Чиновники предлагают в несколько раз увеличить тарифы на передачу электроэнергии для криптоферм в регионах с энергодефицитом. Такие изменения станут прецедентом, поскольку до сих пор отрасль строилась на принципах недискриминационного подхода ко всем потребителям. При этом звучат предложение повысить тарифы на электроэнергию как минимум в пять раз, чтобы криптофермам было выгоднее покинуть энергодефицитную территорию хотя бы на время строительства новой генерации. В прошлом году появилась информация, что Иркутская область и Хакасия дифференцируют тариф на электричество для населения в рамках новой методики ФАС, утвержденной в конце июля того же года. Принцип этого тарифа описывается формулой «чем больше потребляешь, тем дороже каждый киловатт-час». Премьер-министр России Михаил Мишустин в ноябре 2022 года подписал постановление, согласно которому региональные власти могут самостоятельно дифференцировать тарифы на электроэнергию для потребителей. Опрошенные «МК» эксперты неоднозначно восприняли последние новости крипторынка.

Александр Фролов, заместитель генерального директора Института национальный энергетики:

«Сейчас многие майнеры пытаются пользоваться тарифами для населения в процессе майнинга. Фактически электроэнергия обходится им очень дешево, особенно если мы говорим про Иркутскую область, в которую в 2021 году хлынул поток криптоферм из Китая, и местные также начали заниматься майнингом. Как многие помнят, на 2021 и часть 2022 года пришелся второй бум майнинга в мире. Наиболее привлекательными для майнеров регионами становились те, где электричество дешевле всего и хорошо развиты электрические сети. Действительно, всплеск майнинга в Сибирском федеральном округе мог вызывать перебои электроснабжения. Это не отменяет того факта, что необходимо развивать генерирующие и электросетевые мощности в регионах, где, согласно планам правительства, развивается Восточный полигон — Байкало-Амурская магистраль и Транссиб. А железная дорога должна быть электрифицирована.

Есть и планы по расширению экспорта электроэнергии в Китай, и в предыдущие годы КНР занимала порядка четверти от общего объема поставок. Также необходимо укреплять энергобезопасность потребителей в нашей стране.

Майнеры, которые пользуются дешевой электроэнергией и снижают надежность электроснабжения, безусловно, должны платить как промышленные предприятия. По сути, они занимаются заработком денег за счет более крупного, чем у домохозяйств, потребления электроэнергии. Борьба с «серым» майнингом идет повсеместно, вопрос лишь в том, какое влияние это оказывает на общую ситуацию с электроснабжением. У властей есть методы для определения криптоферм, находящихся в жилых застройках. Если власти беспокоятся об электроснабжении населения, об усилении надёжности электроснабжения региона, то необходимо расширять нашу энерговооруженность, особенно это касается восточных регионов нашей страны, где плотность электростанций, электросетей и населения низкая. Необходимо строить новые электростанции и расширять электрические сети. И если для этого требуется потратить 430 млрд рублей, то это нужно сделать».

Олег Огиенко, директор по взаимодействию с государственными органами BitRiver:

«При введении разумного и взвешенного регулирования и установления понятных правил налогообложения отрасли на основании общей системы налогообложения (доходы минус расходы) совокупный рост майнинговых мощностей прогнозируется до 5-5,5 ГВт в ближайшие 2-3 года.

По данным Системного оператора, на начало 2023 г. общая установленная мощность Единой энергетической системы России составила 247,6 ГВт. При этом максимальное потребление мощности в Единой энергосистеме в ОЗП 2023/2024 г. ожидается на уровне 165 ГВт. В этой связи даже с учетом резервирования, а также технологической и ценовой ситуации, реальные свободные мощности в энергосистеме составляют свыше 20 ГВт. В этой связи строительство собственной генерации не представляется оптимальным и эффективным выбором для промышленного майнинга с точки зрения масштабного развития отрасли. Необходимо более эффективно использовать те генераторные и сетевые мощности, что уже построены. Искать новые заделы для роста отрасли в имеющихся недоисследаванных в энергетике нишах. Например, при использовании вырабатываемого тепла на газо-перекачивающих станциях. Другое дело, если речь идет об изолированных от энергосистемы районах с недоиспользованными запасами попутного нефтяного газа, где можно и нужно развивать генерацию на ПНГ. Здесь целесообразны совместные решения по генерации с предприятиями нефтегазового комплекса, энергосервисными компаниями».

Сергей Безделов, директор Ассоциации промышленного майнинга:

«Мы очень надеемся, что для устранения дефицита электроэнергии и мощности в отдельных регионах будут приняты не репрессивные меры, а гораздо более эффективные и сбалансированные. Такие, как «умная» дифференциация тарифов на электроэнергию для населения по объему потребления и числу часов использования мощности, оперативный аудит выданных технических условий и договоров на технологическое присоединение для майниговых дата-центров с последующим перераспределением невостребованной или оформленной с нарушениями мощности, меры таможенного реагирования в отношении ввозимого и эксплуатируемого вычислительного оборудования.

Мы разделяем обеспокоенность Минэнерго и совместными усилиями сможем выявить как недобросовестных участников рынка, так и дополнительные мощности для подключения социальных объектов без ущерба для развития российского рынка искусственного интеллекта.

Дата-центры для майнинга в России сегодня развивают технологии искусственного интеллекта, они уже серьезно усилили конкурентное преимущество регионов Сибири в цифровой экономике. Вряд ли сегодня реализуется сценарий переезда или закрытия крупных промышленных ЦОДов, промышленный майнинг сегодня стал существенным драйвером развития экономики и локомотивом его роста в регионах страны.

«Белый» промышленный майнинг подключается к электросетям по тарифу для бизнеса, а его потребление точно измеряется за счет установленных приборов учета электрической энергии. Более того, строительство крупных дата-центров для майнинга как правило предполагает разработку и согласование с сетевой организацией и Системным оператором схемы внешнего электроснабжения, в которой как раз и подтверждается возможность системы обеспечить это потребление с сохранением надежности энергоснабжения всех потребителей энергоузла и энергосистемы. Все это в совокупности позволяет Системному оператору, энергокомпаниям, местным и региональным органам власти определить таких потребителей.

Иначе обстоят дела с «серым» майнингом: на текущем этапе выделить его от потребления электроэнергии населением автоматически и системно невозможно. Идентификация незаконного майнинга происходит в каждом случае индивидуально по ряду косвенных признаков (высокий объём потребления электроэнергии и мощности, нехарактерный для населения, высокий уровень шума на этих майнинговых объектах), которые подтверждаются в результате выездной проверки уполномоченных органов.

Инициативы по кратному повышению тарифов на передачу и по ограничению технологического присоединения к электрическим сетям для промышленного майнинга приведут к крайне негативным с точки зрения бизнеса последствиям, главным образом, для законопослушных и добросовестных представителей майнинговой отрасли. Такие меры отразятся на инвестиционной привлекательности промышленного майнинга в России и нивелируют конкурентные преимущества отрасли в стране, сделав привлекательными для клиентов другие юрисдикции с более благоприятными условиями ведения бизнеса, поставят под вопрос рентабельность и экономическую эффективность операторов майнинговых дата-центров. Кроме того, предлагаемое регулирование приведет к снижению объема потребления электроэнергии среди промышленных потребителей, что дополнительно повлечет рост перекрестного субсидирования в энергетике и сокращение полезного отпуска электроэнергии.

Данные дискриминационные инициативы не окажут какого-либо значимого эффекта на лиц, уже осуществляющих потребление электрической энергии с нарушениями существующих правил. «Черные» и «серые» майнинговые мощности продолжат функционировать и даже увеличат потребляемые объемы, после того как эти репрессивные меры ударят по субъектам легального промышленного майнинга».

Авторы: НАТАЛИЯ ТРУШИНА