Ради покупки нужного товара по разумной цене онлайн-магазины и маркетплейсы стали осваивать даже пенсионеры. Что будет с ценами на импортные товары, какие из новых брендов заслуживают доверия и угрожают ли покупкам санкции — в интервью aif.ru рассказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.

Сергей Болотов, aif.ru: — Артем Вячеславович, кажется, что в интернете можно купить все. А что чаще всего покупают на самом деле?

Артем Соколов: — Самые популярные товары, которые россияне чаще всего заказывают в интернете и на которые приходится 75% всего объема продаж, — это цифровая и бытовая техника, мебель и товары для дома, одежда и обувь, продукты питания и товары для красоты и здоровья. Но их вряд ли чаще покупают онлайн, чем в классических магазинах.

Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж пока очень небольшая. В категории непродовольственных товаров на нее приходится всего 19,9%, а в продуктах и того меньше — 3,1%.

— Как изменилось поведение людей за последний год?

— Заметно снизился средний чек при онлайн-покупках. При этом объемы рынка интернет-торговли в денежном выражении по итогам года выросли почти на 30%. Другими словами, люди стали чаще совершать покупки онлайн, но тратят на них меньше.

В целом спрос сместился в сторону бюджетных товаров. Проявилось стремление более рационально подходить к покупкам и экономить на них. Неслучайно в интернет-торговле так активно в прошлом году начал развиваться сервис рассрочки, когда покупатель не платит всю сумму сразу, а погашает стоимость частями.

— Как ослабление рубля повлияло на цены?

— Цены на отдельные товары сейчас могут корректироваться как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от доступности конкретных моделей, промоакций ретейлера и других факторов. Повышения цен на отдельные модели из европейских поставок действительно возможны, поскольку контракты в евро, однако на рынке сейчас все больше альтернативы — техника из других дружественных стран, где расчеты не привязаны к евро или доллару, а производятся в национальных валютах.

Российские ретейлеры для своих клиентов всегда предусматривают различные программы лояльности и проводят акции, когда товары можно приобрести с хорошей скидкой — эти акции продолжатся независимо от колебаний валют.

— Есть ли отличия в поведении покупателей в разных регионах России?

— В больших городах больше развит сервис курьерской доставки на дом, а в регионах 80% заказов покупатели забирают из пунктов выдачи заказов сами. Поэтому логистика там направлена именно в сторону расширения сети ПВЗ. Этот тренд привел к развитию малого и среднего бизнеса, поскольку большая часть таких пунктов — это партнерские проекты.

В крупных городах вам доставят что угодно, от туши для ресниц до холодильника, причем удобство доставки — один из ключевых факторов для клиентов. Если в 2019 году ретейлеры лишь тестировали сервис экспресс-доставки, то сегодня покупатели могут по своему желанию выбрать очень быструю доставку курьером, доставку в определенный день или в определенный временной интервал.

— Минпромторг намерен ввести обязательную долю российских товаров по всем категориям товаров. Это хорошо или плохо для покупателя?

— Отрасль торговли готова поддерживать российских производителей. Более того, в тех категориях, где отечественное производство создает качественную и конкурентоспособную продукцию, доля импортной уже минимальна.

Однако мы считаем, что к подобному регулированию нужно подходить очень аккуратно. Инициатива может затруднить работу розничной торговли в стране и вызовет вопросы ее реализуемости и результативности. Прежде всего, для покупателей необходимо сохранить возможность выбора товаров в максимально широком ассортименте и не допускать дефицита или вымывания отдельных категорий.

Последнее слово при выборе того или иного товара всегда остается за покупателем, и магазины, имея широкий ассортимент товаров и брендов, не смогут гарантированно обеспечить долю продаж именно российских товаров.

— Угрожают ли санкции покупкам россиян в интернете?

— У российских онлайн-ретейлеров в подавляющем большинстве случаев самописное программное обеспечение, созданное собственными IT-специалистами компаний. Это позволяет очень быстро реагировать на любые воздействия извне и принимать адекватные защитные меры.

Для защиты пользователей, их персональных данных используются современные протоколы шифрования HTTPS. Кроме того, после ухода международных платежных систем из России и истечения срока действия их сертификатов все банки перешли на сертификаты удостоверяющего центра Минцифры РФ. В условиях непрекращающегося санкционного давления это был очень важный шаг для бесперебойной работы эквайринга, в том числе и при торговых операциях.

— В России есть отечественные компании, занимающиеся продажей смарт-ТВ под собственным брендом. Это «Эльдорадо» (бренд Hi), М.Видео (Novex), Сбербанк и Ozon (Hartens). Что побуждает продавцов к развитию собственных торговых марок (СТМ) и как на них реагируют покупатели?

— Действительно, подавляющая часть игроков нацелена на разработку и производство собственных торговых марок, чтобы предложить клиенту не только привычный, но и уникальный набор продуктов: от джема до стейков из мраморной говядины и форели с собственных ферм. То же самое относится и к непродовольственному ретейлу, например к производству бытовой техники под собственной торговой маркой или косметики.

Чаще всего СТМ представлены в нижнем и среднем сегменте. Как отмечают ретейлеры, они одинаково пользуются спросом, поскольку покупатели замечают эту продукцию с точки зрения соотношения цены и качества. Безусловно, это положительно влияет на их выбор.

При этом зачастую один и тот же товар под собственной торговой маркой ретейлера делают несколько производителей — так проще контролировать качество продукции. В процесс производства СТМ сейчас вовлечено очень много локальных российских производителей, в том числе небольших фирм и индивидуальных предпринимателей.

— Крупные маркетплейсы у всех на слуху, не угрожает ли россиянам монополизация в этой сфере?

— На долю всех российских маркетплейсов, включая нишевые, приходится 46,5% общего числа покупок в интернете, то есть больший объем продаж все-таки формируют другие компании интернет-торговли, и говорить о монополизации рынка преждевременно. Объем продаж топ-3 крупнейших маркетплейсов в России сегодня составляет около 30%, в то время как в мире на долю подобных площадок приходится больше половины продаж.

Что касается цены, то маркетплейсы не устанавливают цены на товары — это решение каждого отдельного продавца, который использует их витрину для своей торговой деятельности. А их на российских маркетплейсах — 1,2 миллиона.

— Покупателям стали часто предлагать расплатиться через Систему быстрых платежей. Чем был плох старый способ оплаты картой?

— Дело в том, что за каждую оплату, произведенную покупателем банковской картой (это называется эквайринг) на сайте, онлайн-ретейлеры платят комиссию банкам. В интернет-торговле количество таких безналичных платежей приближается к 100%, а комиссия за операцию эквайринга значительно выше, чем в обычной рознице. В итоге за эквайринг Россия ежегодно платит сотни миллиардов рублей.

СБП предоставляет для бизнеса низкую комиссию за прием безналичной оплаты, там действует единый тариф практически для всех товарных категорий — 0,4%, а максимальный — 0,7% от суммы платежа. Для сравнения, стоимость банковского эквайринга у интернет-компаний может доходить до 3%. За счет внедрения СБП можно перенаправить экономию в цену и развитие бизнеса, это полезно и продавцу, и покупателю.

— Не опасно ли пользоваться СБП, если нужно будет вернуть товар?

— После возврата товара отводится десять банковских дней на возвращение денег. Как показывает практика, если клиент оплачивал товар через СБП, деньги перечисляются в тот же момент. Кроме того, это просто удобно: не нужно постоянно иметь при себе банковскую карту — достаточно смартфона, на котором установлено банковское приложение.

— Покупатели не первый год жалуются на продажу контрафакта на маркетплейсах. Как изменилась ситуация?

— Летом прошлого года маркетплейсы создали единую информационную систему по борьбе с контрафактом. Если выявляется контрафактная продукция и это документально подтверждено, маркетплейс заносит туда информацию о товаре и о продавце и блокирует его. А другие маркетплейсы могут оперативно проверить наличие такого товара, чтобы также оперативно провести блокировку.

За все время работы информационной системы с августа прошлого года было более 2 миллионов обращений. После проверок документально подтверждено 24,5 тысячи нарушений в части контрафакта с последующей блокировкой карточек товаров. Из подтвержденных случаев более 23 тысяч выявлено по обращению потребителей, около 900 контрафактных товаров — по обращению правообладателей, еще около 500 — по обращению госорганов.

К сожалению, ситуация с контрафактом кардинально не изменится, пока к продавцам таких товаров не будут применять предусмотренные законом меры — это может быть административная или уголовная ответственность, вплоть до конфискации товара и реального срока. Продавцы, чувствуя свою безнаказанность, просто переходят с одной площадки на другую, обходя всеми возможными способами модерацию.