Еще весной цены на стоматологические услуги выросли на 5-15%, писали «Известия». Тогда же «Ведомости» предсказывали подорожание услуг частных медицинских центров на 20%.

Учитывая продолжающееся снижение реальных располагаемых доходов населения, расходы на лечение становятся неподъемными — приходится брать кредит. Вот только некоторые коммерческие клиники навязывают займы даже тем пациентам, которым дорогостоящее лечение не нужно (или которые могут получить его бесплатно по ОМС).

«Сотрудники недобросовестных медицинских учреждений ссылаются на то, что процедуры необходимо провести срочно. И если у вас нет при себе нужной суммы, доктор предлагает оформить кредит. Врач может казаться участливым и стараться расположить к себе. Наигранная забота и обеспокоенность результатами анализов часто становятся решающими факторами в работе с пациентом. Ведь главное — доказать, что к лечению нужно приступать немедленно», — рассказывает адвокат, кандидат юридических наук Федор Кадников.

При оформлении кредита медицинское учреждение выступает в качестве официального представителя банка и действует от его лица — собственно, благодаря этому договор можно подписать на месте и тут же получить одобрение. При этом медцентр не несет абсолютно никакой ответственности: он лишь выступает в роли связующего звена. А в договоре будут указаны две стороны: банк и его клиент.

По факту вы заключаете два договора:

— с медицинской организацией на оказание платных услуг;

— с банком на взятие кредитных средств в долг под проценты.

Вообще, в случае серьезных диагнозов медики рекомендуют обратиться к нескольким специалистам, чтобы уж наверняка подтвердить болезнь и начать лечение. Если диагноз не подтвердился или вы решили получать бесплатную медицинскую помощь, от кредита можно отказаться. Ваши действия будут зависеть от стадии получения услуг. Разберем их.

Медицинские услуги еще не оказаны

Если вы передумали получать услуги и собираетесь расторгнуть кредитный договор, ваши действия:

— разорвать договор на оказание медицинских услуг и вернуть предоплату в случае ее наличия;

— вернуть в банк средства, которые вам перечислили на лечение, и написать отказ от услуг банка или заявление на досрочное погашение.

Проблем в такой ситуации возникнуть не должно. Единственный момент — это наличие страховки. Если кредит был застрахован, то вернуть сумму страхования вы можете в течение 14 дней с момента заключения договора. Причем заявление на возврат необходимо адресовать не банку, а страховой организации, выдавшей полис, подсказывает Кадников.

Медицинские услуги частично оказаны

Если вы уже прошли ряд процедур, вернуть деньги будет сложнее. Но и это вполне возможно.

«Необходимо расторгнуть договор с медицинской организацией. При этом вам могут вернуть неполную сумму. Клиника удержит те деньги, на которые уже были оказаны услуги. Оставшуюся часть средств за неоказанные услуги вы можете получить обратно.

Внесите максимальную сумму средств в банк в качестве досрочного погашения. Так вы сможете снизить размер процентов. Но расторгнуть договор уже нельзя. Оставшуюся часть суммы придется погасить из личных средств или продолжать платить кредит до полного погашения», — объясняет Кадников.

Медицинские услуги полностью оказаны

В таком случае вернуть деньги практически невозможно. Более того, в некоторых ситуациях такая схема признается мошенничеством, и клиника может подать на вас в суд, предупреждает юрист.

«Вы можете рассчитывать на возврат денежных средств только в определенных ситуациях. Например, если сможете доказать, что услуги были оказаны некачественно или заведомо был поставлен ложный диагноз. Сделать это можно только в судебном порядке, и у вас должны быть весомые доказательства», — добавляет он.

Навязывание кредита: что можно предпринять

По закону «О правах потребителей» вы можете расторгнуть договор и отказаться от услуг в любой момент. Но если это будет сделано после начала процедур или подготовительных работ к ним (например, если клиника специально для вас закупила лекарства), то вам придется оплатить исполнителю фактически понесенные расходы.

Сначала вам необходимо расторгнуть договор с медицинской организацией на оказание услуг. Для этого необходимо написать заявление, адресованное директору клиники или главврачу.

Заявление, по словам юриста, должно содержать:

— сведения об исполнителе услуг (юридическое наименование, адрес, реквизиты);

— личные данные заявителя (ФИО, адрес регистрации, контактный номер телефона);

— информацию о договоре и причинах его расторжения;

— требования о возврате средств;

— дату и подпись заявителя.

Чаще всего проблемы возникают при общении с медицинским учреждением. Клиника может не вернуть деньги, ссылаясь на пункты договора между ней и пациентом. В этом случае важно знать, какие именно условия были в подписанном договоре, резюмирует Кадников.