Международный валютный фонд сделал России приятный сюрприз. В рамках раздачи антикризисных средств всем своим участникам крупнейшая финансовая организация мира перечислила нашей стране почти $18 млрд. Правда, выделенные деньги не настоящие, а предоставлены в виде безналичных расписок на банковских счетах. Монетезировать такие средства зачастую бывает затруднительно, поэтому лидеры мировой экономики, обычно, отдают ненужные средства наиболее проблемным государствам. Впрочем, у России есть и другая возможность — пополнить виртуальными деньгами международные резервы, тем самым формально укрепить благосостояние страны.

Участники МВФ ожидали раздачу фондом антикризисных денег. Еще весной руководители организации впервые заговорили о такой возможности, а единственным вопросом, который требовал согласования, оставалась общая сумма распределяемых средств. В последний раз МВФ субсидировал своих членов в рамках антикризисных мер в 2009 году. Тогда было выделено $250 млрд. В этот раз фонд также не поскупился — общая сумма программы составила $650 млрд.

Сразу стоит разочаровать, сказав, что выделяемые МВФ субсидии являются не совсем реальными денежными средствами. Эти деньги распределяются среди участников фонда, исходя из доли государства в капитале организации. У России такая квота составляет около 2,7%, которые и стали отправной точкой для определения суммы транша (доля в капитале МВФ у США составляет около 17,5%, поэтому им выделено более $110 млрд). Однако средства предоставляются в виде «специальных прав заимствования» (SDR), которые не обладают физической формой и их невозможно снять с депозита. Это банковские расписки, служащие дополнительным искусственным платежным средством в рамках валютного фонда.

С одной стороны, как отмечает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов, SDR можно использовать как твердый денежный резерв. Расписками можно расплатиться по долгам перед МВФ или использовать этот финансовый инструмент для привлечения новых займов. В конце концов, SDR можно монетизировать в живые банкноты, договорившись о такой сделке с другим участником МВФ.

Впрочем, вряд ли Россия потратит полученные виртуальные деньги на подобные экономически оправданные цели. По словам главного экономиста рейтингового агентства «Эксперт РА» Антона Табаха, последние долги перед МВФ наша страна выплатила в 2005 году, а в новых кредитных программах фонда Москва не участвует еще в 1999 года. В свою очередь, примеров монетизации SDR не так много — такие сделки случались, когда один из участников МВФ соглашался точечно и безвозмездно субсидировать другого члена фонда.

«Как участнику этой организации, выделенные средства нашей стране не нужны: это как рухлядь на чердаке — вещей вроде много, но применить их не к чему. Поэтому в результате виртуальными миллиардами отечественные чиновники, скорее всего, укрепят общий уровень финансовой оценки нашей страны, добавив SDR к международным резервам России, — предполагает эксперт. — Большой погоды такое решение не сделает, поскольку общая сумма отечественного ЗВР доходит почти до $600 млрд. Однако иным разумным способом инвестирования выданных МВФ миллиардов станет передача денег самым нуждающимся государствам, например, из СНГ, хотя такое решение повлекло бы за собой довольно сомнительный репутационный эффект».

Авторы: НИКОЛАЙ МАКЕЕВ