Коллекторам в России запрещено взыскивать долги по ЖКХ с населения. Но, возможно, это временно. Минюст уже разработал новый законопроект, а в регионах начинают внедрять практику по передаче долгов сторонним организациям.

Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области предложил изменения в регламент взносов на содержание «Регионального фонда капремонта многоквартирных домов». А именно — привлекать сторонние организации к взысканию долгов с населения. Формулировка расплывчатая — под сторонними организациями можно замаскировать как простую юридическую контору, так и ИП с коллекторскими наклонностями. Эта новость взбудоражила население. Тем более на фоне возможно грядущих изменений от Министерства юстиции. Как пишет Ъ, законопроект «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц» был разработан Минюстом в конце прошлого года. В него вошла отдельная статья, предполагающая взыскания долгов с граждан по коммуналке. В ней указывается, что заниматься этим могут в том числе и профессиональные коллекторы. Версия проекта не окончательная, ее части в процессе обсуждения еще могут измениться.

АиФ.ru спросил юристов о подводных камнях этих законодательных инициатив и о том, чем это может обернуться для простых граждан.

Бездонный проект

Автор регионального проекта, председатель комитета ЖКХ Волгоградской области Алексей Сивокоз, в своей пояснительной записке к документу обосновывает: «Задолженность регионального оператора по взносам на капремонт — 213,60 млн рублей. А штат работников отдела претензионно-исковой работы — 6 человек, что не позволяет в полной мере охватить весь объем образовавшейся задолженности». С его слов, фонду капремонта надо и представления писать, и иски в суд, и жалобы, и пошлины платить. Мол, не успеваем.

В качестве положительного примера Сивокоз приводит опыт других областей, где сторонние организации уже привлекают к взысканию долгов. Например, в Вологодской области уровень сбора по счету регионального оператора в конце 3 квартала 2020 года составил... 101%. В Забайкальском крае — 109, Калужской области — 99, ХМАО — 95, Башкирии — 92%.

Коррупция?

Интересно, что в самом постановлении, в которое теперь предлагается внести изменения, изначально заложено субсидирование судебных издержек. Согласно ст. 88, 94 ГПК РФ и ст. 101, 106 АПК РФ, к ним относятся оплата государственной пошлины и издержки, связанные с рассмотрением дела, в том числе оплата расходов на представителей. То есть все расходы, связанные с претензионно-исковой работой уже заложены к возмещению из средств фонда. Выходит, нововведения — это способ дважды прокрутить деньги? Граждане через взносы уже финансируют работу отдела по взысканию задолженности, а новым постановлением будут наняты сторонние организации, которые будут делать то же самое.

«Действительно, труд сотрудников претензионно-исковой работы, судебные издержки и их субсидирование уже предусмотрены действующим постановлением. Финансирование сохраняется и после внесения предлагаемых изменений. И это должно быть проверено контролирующими инстанциями на соблюдение действующего законодательства, в том числе антикоррупционного. На сайте отмечено, что проект прошёл антикоррупционную экспертизу, но результаты её не опубликованы», — считает юрист, к. ю. н. Оксана Шарно.

По мнению юриста, стандарт работы по взысканию задолженности — работа шаблонная. Заключается в составлении претензий, подаче исков в суд, обжаловании судебных решений, получении и направлении исполнительных листов приставам. На заседания в суд в большинстве своем представители фонда не являются и просят рассмотреть иски в их отсутствие. После получения решения взысканием денег с должников занимаются уже судебные приставы. А если претензионно-исковую работу отдадут сторонним компаниям, тогда кто будет собирать долги? Коллекторы?

И не отразится ли это в конечном счете на простых гражданах, которые увидят в своих платёжках астрономические цифры? Ведь всем этим бесконечным «сторонним организациям» нужно будет платить.

«Зачем дублируется финансирование услуг, если эта же работа велась и ведётся работниками отдела претензионно-исковой работы Фонда и покрывается субсидированием судебных издержек? — недоумевает Оксана Шарно. — Целесообразнее было бы внедрять в работу сотрудников Фонда информационно-коммуникационные технологии. Существуют программы по составлению идентичных исков, расчёта пени и задолженностей».

«Я проанализировал отчеты о целевом использовании средств Фонда за 2018 и 2019 годы. Остаток средств на начало отчетного года за 2018 г. – 4 064 458 000 руб., за 2019 г – 4 233 920 000. Расходы на целевые мероприятия за 2018 г. выше, чем те же расходы на 2019 г. Все эти расшифровки доступны в открытом доступе, — говорит юрист Иван Иванов. — “Расходы на содержание аппарата управления” в отличие от “расходов на целевые мероприятия” растут с каждым годом, но всего 6 человек занимается взысканием долгов. Нет препятствий, чтобы этот штат увеличить на 2 человека и сократить расходы, например, на командировки (ежегодно тратится около 500 тыс. рублей), а также содержание транспорта и иного имущества (около 3 млн в год). Очевидно, что эффективность расходования средств фонда достаточно низкая, как и качество работ. Законопроект не должен быть поддержан населением и властями региона. Он нуждается в пристальном внимании прокуратуры, поскольку нелогичен и требует дополнительных необоснованных затрат из бюджета Волгоградской области на реализацию сомнительной схемы».

На данный момент постановление не подписано, по крайней мере, на официальном сайте правовой информации Волгоградской области его среди прочих обнаружить не удалось. Не поступал такой проект на рассмотрение ещё и в региональную думу. Как заверили АиФ.ru в законодательном органе, последний проект на рассмотрение депутаты получали ещё в прошлом году.

К нам придут с битами?

Другой вопрос — защита персональных данных. А не превратятся ли «сторонние организации» в коллекторов, которые будут пытаться любым способом получить с граждан долги? Тем более когда к ним в руки попадут данные о том, где и кто живёт, сколько человек в квартире прописано. Фонд капитального ремонта является оператором персональных данных и обязан соблюдать политику конфиденциальности. Он не может раскрывать третьим лицам и распространять персональные данные без согласия. Каким образом будет соблюдаться эта норма унитарной некоммерческой организацией? Пояснительная записка не уточняет.

Между тем вопрос о том, чтобы передавать долги россиян коллекторам, уже поставлен на федеральном уровне. Минюст разработал новый вариант законопроекта о коллекторской деятельности. Пока он находится в стадии заморозки. По существующему законодательству передавать коллекторам долги по ЖКХ запрещено законом. Но всё может измениться…

«Коллекторским агентствам, состоящим в реестре Федеральной службы судебных приставов, запрещено заниматься взысканием долгов по всем видам коммунальных услуг (газ, тепло, электричество, ТБО, водоснабжение и водоотведение). Однако позже в Госдуму РФ был внесен новый законопроект, по которому коллекторские фирмы смогут заниматься выбиванием долгов за коммунальные услуги. Контроль за всеми формами взыскания с должников по коммунальным услугам будет вести ФССП. Ожидается, что рассмотрение нового законопроекта возобновится после окончания пандемии коронавируса», — рассказала «Известиям» член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.

Привлечение коллекторов к выбиванию долгов за капремонт в Волгоградской области опровергает генеральный директор «Регионального фонда капремонта» Алексей Конотопкин. По его словам, под «сторонними лицами» подразумеваются не коллекторские агентства, а юридические организации, которые будут готовить исключительно документы в суд.