23 октября в Госдуме начнёт­ся рассмотрение проекта федерального бюджета России на 2020–2022 гг. На какие задачи государство даст больше денег? Чья жизнь станет благополучнее?

Без взлётов и падений

В будущем году Минфин обещает стране снижение ин­фляции до 3% с одновременным ростом экономики на 1,9%. На те же 1,9% вырастут расходы федерального бюджета, а возможно, и больше: если в течение 2020 г. доходы превысят плановые показатели, то расходная часть тоже будет дополнительно увеличена. Но у нового бюджета меньше шансов на дополнительные доходы, чем было ещё недавно. Правительство прогнозирует, что рост валютной выручки от экспорта нефти и газа замедлится. Поэтому планируется, что в 2020 г. федеральная казна соберёт 20,4 трлн руб., а потратит 19,5 трлн. «Главная цель – простимулировать экономический рост, сохранив устойчивость бюджетной системы», – обращает внимание на подход Минфина завлабораторией бюджетной политики Института Гайдара Сергей Белёв.

«В большинстве статей проекта бюджета на 2020–2022 гг., кроме здравоохранения и нац­экономики, нет существенных отклонений от цифр за 2019 г.», – дополняет ст. научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Татьяна Тищенко. В переводе на язык повседневных ожиданий это означает: жить мы будем примерно так же, как в этом году. Хуже стать не должно. А лучше может стать только на отдельных участках, где правительство сконцентрировало ресурсы.

Чемпионы по расходам

Лидером по росту расходов может стать охрана окружающей среды – тут с 2019 г. они повысятся на 77,6%. Но на что именно – молчок: «на другие вопросы, связанные с ­охраной». Зато правительство открыто и с удовольствием говорит о здравоохранении, где расходы вырастут на 38,3% и впервые превысят 1 ­трлн руб. (см. инфографику). Сразу на 240 ­млрд руб. увеличится финансирование федеральной программы, направленной на совершенст­вование оказания медпомощи. Деньги пойдут на строитель­ство новых больниц и закупку лекарств. На 88 ­млрд руб. больше будет потрачено на борьбу с онкозаболеваниями. Впервые будет введено в практику предоставление бесплатных лекарств людям, которые перенесли инсульт или инфаркт.

Но качество оказания помощи в поликлиниках и больницах эти меры вряд ли улучшат. «В основном деньги пойдут на строительство и реконструкцию зданий. Но лечат людей не стены, а компетентные врачи с помощью эффективных препаратов и технологий. Поэтому нужно было бы направлять больше ресурсов в первую очередь на повышение экономической доступности лекарств, инновационных методов лечения, а также на ­мотивацию медиков», – считает директор Института экономики здраво­охранения ВШЭ Лариса Попович. А с мотивацией по-прежнему будет неважно. Чтобы нормально зарабатывать, врачам и медсёстрам придётся брать несколько ставок. Улучшение ситуации здесь зависит уже от политики внебюджетных фондов обязательного медстрахования и региональных властей.

Оцифровка туалетов

Увеличится и финансирование образования, хотя не так сильно. Федеральное правительство поможет местным властям решить задачу, которая им самим оказалась не по зубам, – наладить в сельских школах нормальное отопление, водоснабжение и канализацию. Зимой Владимир Путин попенял подчинённым на то, что 200 тыс. ребят лишены элементарных удобств. В результате на благоустройство 910 школьных зданий из бюджета страны за 2 ближайших года будет выделено 12 млрд руб. Кое-какие резервы были найдены сразу, и, как сообщило Минпросвещения, тёплые туалеты во всех школах появятся уже к новогодним праздникам.

Ещё одно знаковое бюджетное решение: в следующем году в 5 раз будет увеличено финансирование федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Ускорится насыщение школ и вузов компьютерными средствами обучения.

Правительству виднее?

Среди ассигнований на соцполитику резко выделяется рост – на 113 млрд руб. – затрат на пенсии для военных. Это связано с тем, что 1 октября они были проиндексированы на 6,3%. Новая индексация, по проекту бюджета, произойдёт через год, и уже только на 3%, т. е. на уровне ожидающейся инфляции. Комитет ГД по обороне раскритиковал этот план. По мнению депутатов, подобные индексации нужно проводить в начале года, а не в конце: иначе прибавка не компенсирует потери в предыдущие месяцы. Но у Минфина своя логика: чем выше экономия для казны, тем лучше.

Вызывает вопросы и сумма, в которую оценивается финансовая помощь, что предполагается направить из федерального бюджета в региональные в виде трансфертов. С одной стороны, это больше, чем ранее планировалось на 2020 г., с другой – меньше, чем фактически получилось в 2019 г. «Без дополнительной помощи из центра регионам будет трудно решать те задачи в образовании и здравоохранении, за которые они отвечают», – полагает Белёв.

А депутат Госдумы Михаил Щапов обращает внимание на то, что сейчас регионам остаётся только 44% налоговых доходов, хотя ещё 10 лет назад было 60%. «Чиновники из правительства говорят, что лучше знают, как распорядиться день­гами. Но в итоге в 2018 г. у нас худшее исполнение бюджета: 2 ­трлн руб. просто потеряны, социальных объектов – школ, детсадов, домов культуры – начато и недостроено 13 тыс.! Типичная ситуация: получили ­деньги из бюджета, начали строить школу, а на второй год не смогли выбить финансирование и строительство встало. Вся страна надрывается, собирает налоги, а потом какой-нибудь нерадивый федеральный чиновник принимает решение – и день­ги сливаются в трубу!» – возмущается Щапов и предлагает: «В регионах дол­жно оставаться больше половины налоговых доходов. Люди живут в городах, посёлках, «на земле». Здесь все их проблемы, значит, и день­ги как инструмент решения проблем должны оставаться здесь. В качестве первых шагов можно вернуть регионам часть налога на добычу полезных ископаемых и 1% ставки от налога на прибыль. Эти меры увеличат бюджеты регионов на 2 трлн руб. На эти день­ги можно, например, удвоить зарплаты всем медработникам и решить посто­янную проблему с дефицитом кадров в здравоохранении».