Рынок «официальной коррупции» в США достиг нового уровня: в 2018 году американские коммуникационные гиганты потратили на лоббизм своих интересов более 80 миллионов долларов, что стало абсолютным рекордом за всю историю. Невзирая на легальный статус лоббистов, методы и требования компаний, которые нанимают их, вызывают все больше вопросов. Например, организовать званый ужин для политиков, которые в дальнейшем будут отстаивать интересы компании, считается нормой. Итогом подобного «убеждения» становятся монополии, банкротства и миллионы пострадавших среди простых американцев. Невидимая грань между отстаиванием интересов и наглым политическим подкупом — в материале «Ленты.ру».

Легальный подкуп

Американские телекоммуникационные операторы тратят баснословные суммы денег на то, чтобы продвигать свои интересы на самом высоком политическом уровне и покупать поддержку законодателей. Как показало исследование консалтинговой компании Comparitech, в общей сложности в период с 1998-го по 2018 год 51 американская телекоммуникационная компания потратила на лоббирование своих интересов 1,2 миллиарда долларов. При этом с годами расходы на лояльных законодателей только растут. Если в 2011 году они были не ниже 71 миллиона долларов, то в 2018 году выросли до 80 миллионов долларов и достигли исторического максимума.

При этом лоббизмом считаются не только попытки влиять на общественное мнение в ходе выборов или референдумов. К нему относят вообще любые случаи, когда деньги используются для покупки влияния на местных или федеральных законодателей и чиновников. Например, лоббизмом в Америке считается ситуация, когда бизнес оплачивает необходимую для законодательной деятельности юридическую экспертизу и исследования, чтобы облегчить разработку законов.

Кроме того, в эту категорию попадет и оплата компанией совместных с представителями власти обедов, организация «информационных конференций» и, конечно, прямая финансовая поддержка политиков, например, в ходе предвыборных кампаний. Всего в США существует порядка 50 основных групп, продвигающих свои интересы: 42 представляют бизнес, оставшиеся — разного рода некоммерческие организации, которые также стремятся повлиять на политику. Пример — ситуация вокруг Национальной стрелковой ассоциации. Опасаясь, что кандидат от Демократической партии Хиллари Клинтон в случае победы ужесточит контроль за продажей оружия, ассоциация потратила на предвыборную кампанию Дональда Трампа 32 миллиона долларов. Это стало ее максимальным вложением в политику за всю историю.

Высокие ставки

Наиболее активно к лоббизму прибегают телекоммуникационные компании. Например, такие гиганты, как AT&T, Verizon и Comcast за последние 20 лет потратили на политиков 341 миллион долларов, 265 миллионов долларов и 200 миллионов долларов соответственно. Другие крупные американские компании из сферы телекома — Sprint Corporation и T-Mobile — вложили в лоббизм 80 миллионов и 69 миллионов долларов.

С помощью лоббизма эти компании из «большой пятерки» решают такие вопросы, как, например, получение разрешений на сделки по слиянию и поглощению. Так, в 1999 году AT&T потратила почти 23 миллиона долларов, чтобы было одобрено слияние с Ameritech Corp. В результате этого появилась современная AT&T — крупнейшая телекоммуникационная компания в США. Общая стоимость ее активов на 2018 год составляла 531 миллиард долларов.

Другим направлением, в котором телекоммуникационные компании используют лоббизм, является борьба с конкурентами. Например, в настоящее время AT&T, Verizon и ряд других крупных игроков пытаются потеснить с рынка более мелких конкурентов с помощью отмены нормы закона о телекоммуникациях, действовавшей с 1996 года. Она позволяет мелким сетевым операторам подключаться по регулируемым тарифам к уже действующим крупным сетям. Крупные компании апеллируют к тому, что действующие правила принимались еще во времена, когда в Америке преобладали проводные телефоны, и теперь такие цены на тарифы явно занижены как минимум на 59 процентов по сравнению с коммерческими. «Больше не имеет смысла выделять несколько компаний и заставлять их делиться своими сетями с конкурентами. На самом деле это несправедливо», — заявил генеральный директор USTelecom Джонатан Спальтер.

Право на личную жизнь

Наиболее острая ситуация с лоббизмом сложилась в Калифорнии, самом богатом и самом населенном штате США. Ее ВВП в 2018 году составило три триллиона долларов, а население достигло 39,5 миллиона человек. В этом штате на каждого законодателя приходится 30 официальных групп, занимающихся продвижением чьих-либо интересов. Это не исключительная ситуация для США, где 49 из 50 штатов имеют больше зарегистрированных лоббистов, чем чиновников. В частности, это можно объяснить тем, что в Калифорнии расположена Кремниевая долина — центр высокотехнологической отрасли страны.

В Калифорнии телекоммуникационные компании сталкиваются с жестким местным законодательством о неприкосновенности личной жизни. Соответствующая поправка в конституцию штата была внесена еще в 1972 году. А в 2018-м законодательство ужесточилось еще больше с принятием закона о защите прав потребителей. Он начнет действовать в 2020 году и ограничит доступ компаний к личным сведениям, размещаемым в интернете. Так, калифорнийцы будут иметь право знать, какая информация о них собирается, продается ли она и кому раскрывается.

Речь идет об очень широком круге данных: имя, адрес, IP-адрес, электронная почта, имя учетной записи, номер социального страхования, номер паспорта и водительские права. Сюда же отнесли биометрические данные, историю просмотров, взаимодействие с рекламой, приложениями или веб-сайтами и еще целый ряд сведений, а также выводы, сделанные из них. Ограничения сильно затронули в том числе телекоммуникационные компании, которые активно продают личные данные своих клиентов компаниям, которым эти данные нужны для рекламного продвижения. В результате калифорнийский закон расколол бизнес на две части: Comcast, AT&T, Verizon, Facebook и Google, активно использующие личную информацию клиентов при продаже рекламы, объявили войну этому закону; Microsoft, Apple, Salesforce и еще ряд компаний поддержали его, заявив, что намерены принять такие правила на глобальном уровне. В Microsoft это объяснили желанием защитить «основополагающее право» граждан на неприкосновенность частной жизни.

Шаткое положение

Более ответственный подход к защите персональных данных клиентов компаний активно поддерживают американцы не только в Калифорнии, но и в других штатах. Из-за этого уже через несколько лет телекоммуникационные компании могут столкнуться с более глобальной проблемой — «калифорнийский тренд» распространится по всем Соединенным Штатам и станет национальным стандартом, что потребует от компаний дополнительных трат и изменения методов ведения бизнеса.

Чтобы не допустить этого, они уже начали активно лоббировать свои интересы на уровне Белого дома и Конгресса. Сейчас главная стратегия телекоммуникационных компаний — обогнать распространение калифорнийского закона по всей Америке и успеть внедрить на федеральном уровне более мягкие правила. И телекоммуникационные компании уже активно работают в этом направлении. Так, в последнее время основные потоки денег идут на поддержку кандидатов от правящей Республиканской партии — ее члены получают в год до нескольких миллионов долларов. Однако это не предел, и в попытке отыграть рынок траты на продвижение интересов компаний могут многократно возрасти.

Павел Чернышов