По данным Росстата, в прошлом году инфляция в России составила 6,1% — и это самый низкий результат в современной истории. А продукты питания, по данным ведомства, и вовсе подорожали в прошлом году только на 3,9%. Тем, кто каждый день ходит в магазины, никогда не понять, откуда правительство берет эти цифры, если не с потолка.

Оно и неудивительно, ведь для этого нужно изучить статистику, а это сложный негуманитарный предмет. А попытки перепроверить изыскания росстатовцев упираются в необходимость создания сложной, дорогой и разветвленной сети первоначального мониторинга по всей стране, что вряд ли по силам какой-либо негосударственной структуре.

Но зачем соревноваться с государственной статистикой в высчитывании виртуального инфляционного показателя, когда можно просто сравнивать ценники на ограниченный круг популярных товаров в одних и тех же магазинах? Ведь нас интересует реальная стоимость жизни, а не статистические выкладки.

Долгое время мы это и делали — своими силами, привлекая собкоров. Получалось очень интересно, но, конечно, недостаточно системно, за что мы нередко получали заслуженные упреки от читателей.

Поэтому сейчас мы решили представить вам данные, собранные «по всей форме», но не Росстатом, а частной компанией АМИ ВЕТРА-маркетинг (которая изучает потребительский рынок России с 1993 года, то есть с младенчества). Специалисты компании в том числе отслеживают динамику розничных цен на 100 наиболее популярных продуктов питания, средств личной гигиены и товаров для ухода за домом, представленных в 10 розничных сетях Москвы («Ашан», «Метро», «Карусель», «Магнит», «Дикси», «Пятерочка», «Квартал», «Перекресток», «Седьмой континент», «Утконос»). При выборе товаров учитывается их популярность и распространенность в розничной торговой сети города.

Мы в табличке привели изменения цен (декабрь 2011 г. по отношению к декабрю 2010 г.) на те товары, которые покупает большинство. Выяснилось, что (благодаря неожиданно хорошему урожаю) в этом году оказались не так дороги овощи, а вот рост цен на продукцию животноводства (и мясного, и молочного) обычно измеряется двузначными цифрами.

Как это можно соотнести с официальной статистикой? Да, в общем, никак. Росстатовский индекс потребительских цен — это идеальная математическая модель, в основе которой, безусловно, лежат объективные данные, но которая и не предназначена для того, чтобы описывать конкретные изменения в реальной жизни обычных людей, например ценники в магазинах.



Так что просто посмотрите на цифры, которым можно доверять (я, как глава домохозяйства, не нашел очевидных расхождений с реальностью), и сами сделайте вывод, насколько щадящим оказался рост розничных потребительских цен в прошлом году.

Алексей Полухин