Кто и сколько зарабатывает на праздничном волшебстве

Спасибо тебе, Йоулупукки, - говорят жители финского городка Рованиеми. Там самое высокое качество жизни в Финляндии - а все потому, что резиденция финского Деда Мороза притягивает миллионы туристов, которые оставляют там кровные евро. «КП» подсчитала: русские туристы тратят на туры в Великий Устюг, где квартирует русский Дед, примерно 2 млрд. рублей в год. Но вот факт из жизни. Когда автор этих строк осматривал центральный храм Великого Устюга, у него трижды попросили милостыню. Что ж ты, Дедушка, в отличие от своего заграничного собрата не делишься?

Когда в кризисном 1998 году Великий Устюг объявили резиденцией Деда Мороза, мыслились райские кущи. Это были правильные мысли: во всем мире новогодний бизнес приносит бешеные деньги. А у нас? Давайте-ка сначала разберемся, как и сколько зарабатывают американский Санта-Клаус и финский Йоулупукки, а потом заглянем в кошелек русского Деда.

КОГДА-ТО САНТА РЕКЛАМИРОВАЛ ПИВО

Есть четыре способа срубить деньги на старике с бородой и мешком за плечами. Наштамповать сувениров. Использовать в рекламе. Отвечать за него на детские письма. Наконец, построить сказочный дом, посадить туда артиста, стричь деньги с туристов.

Санта-Клаус принялся собой торговать сто лет назад. В 1915 году занялся рекламой имбирного пива. В 1930 году образ перекупила Coca Cola и не отпускает до сих пор. Впрочем, в 1961 году Санта партизанским образом снялся в рекламе электробритв. Эксперты говорят - будь Санта физическим лицом, ему бы платили около $100 млн. в год.

К ВОЛШЕБНИКУ НИКТО НЕ ЕДЕТ

А вот туризм у американского Деда идет туго. В США есть два города, которые по странной прихоти называются Норд Поул (Северный Полюс). Один хоть на Аляске, а другой - в штате Нью-Йорк, где и зимой-то снега не выпросишь. Там и там построили резиденции. Та, что на Аляске, - откровенно дохлая (ехать далековато). Нью-йоркская поживей, это так называемая Мастерская Санты. Но и тут из приманок - только карусель с оленями, искусственный лед и говорящая елка. Не круто.

Зато к финскому Йоулупукки валом валят, полмиллиона в год. И резиденция у него ого-го. В чем Йоулупукки и Санта схожи - оба охотно отвечают на детские письма. А как не ответишь, если весточка в Норд Поул обходится родителям в $10. В год приходят сотни тысяч писем. На них отвечают всем городком.

ДЕДА В СОЧИ НЕ ПУСТИЛИ

Резиденция Деда Мороза стоит за городом. Эта громадная территория одновременно напоминает ВВЦ и сочинский пляж: тут лаптями торгуют, там - закусками и везде предлагают сфотографироваться с животными. Сказка сосредоточена в огромном рубленом доме, где сидит собственно Дед. Нынешнего играет неизвестный артист громадного роста и недюжинной силы. На днях он мне руку жал - так чуть не сломал. В прошлом году некоторые дети жаловались, мол, глаза у деда недобрые. За год глаза подобрели.

Бизнес Деда Мороза держится на трех «китах». Это ОАО «Почта Деда Мороза» (да-да, это реальное название акционерного общества, отвечающего на детские письма), ОАО «Вотчина Деда Мороза» (прием гостей) и ОАО «Дед Мороз» (туризм). Попытка заняться еще и рекламой удалась отчасти. Деда хотели сделать талисманом Олимпиады в Сочи. Но не вышло. В итоге завис и проект строительства резиденции в Сочи. Однако же на некоторых олимпийских товарах мужчина с мешком все-таки появится.

ЛУЧШЕ БЫ БАРАКИ ПОСНОСИЛИ

Всего в «дедморозовский» проект вложено более миллиарда рублей, из которых две трети - деньги бюджета. И хотят вкладывать еще, например, говорят, тесноват нынешний дворец. Новый оценили в 330 млн., деньги попытались просить у экс-мэра Москвы Юрия Лужкова, но Лужкова сняли, а новое руководство столицы из проекта вышло.

Экономика у этих ОАО какая-то сказочная. Взять «Почту», за 2010 год хорошая выручка - 4 млн. рублей (так еще бы - 200 тыс. писем переработали), а прибыль - лишь 12 тысяч рублей. Почтой раньше владели ОАО «Дед Мороз» и... Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (24% акций). В прошлом году федералы акции продали, и они достались некоему Сергею Махтанову, молодому торговцу компьютерами из Вологды. Махтанов выложил за акции 94,8 тыс. рублей. Зачем, рассказывать корреспонденту «КП» не стал, только заверил - не прибылей ради.

А прибыли у трех ОАО должны быть большие. В пик сезона билеты в вотчину стоят немало - 880 рублей взрослый, 395 рублей детский. Тур в Великий Устюг на поезде - примерно 6 тыс. рублей с ребенка и 12 - 14 тыс. со взрослого. За новогодние праздники в город прибывает около десятка таких поездов. Мы подсчитали - только на поездах выходит 2 млрд. рублей (все остальное приносит выручки меньше 5 млн. руб.). Видимо, делали эти подсчеты и жители Великого Устюга. Вот две характерные записи местных блогеров.

«За эти деньги можно привести в божеский вид половину великоустюгских бараков!» - так комментируют новость об очередной реконструкции вотчины.

«Нынешняя катавасия с Дедушкой уже достигла пика, - вторит другой. - В городе нет ни одного приличного кабака, не говоря уже о театрах и кинотеатрах. Туристы ездят по городу в автобусах, ибо выпускать их оттуда опасно. Им покажут полуразвалившиеся памятники архитектуры, отведут поесть в школу, где школота будет с голодными глазами обсуждать твои шмотки и девайсы. После чего повезут в вотчину, где ткнут пальцем в Деда Мороза и покажут полудохлых зверюшек».

Бюджет города не получает от Деда Мороза ничего, рассказали «КП» в администрации муниципального образования Великий Устюг. Так уж построено наше налоговое законодательство, что поселению достаются только налоги граждан, а не от бизнеса. И кивнули на район - дескать, все деньги там. Но в администрации района с нами разговаривать не стали. Поменять ситуацию могут местные власти, сами, говорит Александр Коган, который в Госдуме пятого созыва отвечал за бюджет и налоги. Во-первых, есть особые экономические зоны туристского профиля. Они как раз и создаются для того, чтобы народ видел хорошую жизнь от туристов, а не только толпы. Во-вторых, только что принят закон о территориях развития. Наконец, правительство собирается передать многие налоги из федерального и областных бюджетов на уровни пониже. Было бы желание - и из Великого Устюга можно конфетку сделать.



ВЫГНАЛИ ИЗ СПИСКА БОГАЧЕЙ

Новогодний бизнес вообще закрытый. Об него сломали зубы даже эксперты журнала Forbes. Там составляют рейтинг богатства вымышленных персонажей. Санта-Клаус лидировал в рейтинге долгие годы, но оценить его капитализацию (то есть деньги, которые он приносит) точно не получалось, поэтому в графе «доходы» стоял неубедительный знак бесконечности. В итоге журнал выгнал Санту из рейтинга вовсе. Официальный предлог - достали детские письма, дескать, Дед существует, нельзя равнять его с героями Футурамы и Скруджем МакДаком. Вы видели детей, которые пишут в Forbes? Вот и я себе таких не представляю.

Мы, не претендуя на точность, сделали расчеты сами. Как и ожидалось, наш Дедушка оказался беднее всех. Хотя разрыв с Санта-Клаусом небольшой. Но при этом американские дедушки обитают в чистых сказочных городках, и все у них хорошо. А граждане из финского Рованиеми так просто миллионеры. Тем временем устюжане с трудом верстают свой бюджет и радуются, что в городе появились хоть какие-то дороги. Ну нельзя же так, товарищ Дед. Сказка сказкой, а жизнь жизнью.

КОММЕНТАРИЙ

«На Западе деньги от туристов достаются местным, а у нас бардак»

Мы поделились своими расчетами с исполнительным директором Ассоциации туроператоров России Майей Ломидзе:

- В туризме простая математика не работает. Если вы просто умножите количество билетов на новогодние поезда на их стоимость и получите колоссальную цифру, это вовсе не значит, что хоть что-то достанется тому городу, куда приехали. Из цены путевки на поезд 50% достается РЖД, 35% - гостинице, которая зарегистрирована не в Вологодской области, 10% - прибыль того ОАО, которое владеет резиденцией, и 5% - доход туристической компании, которая также зарегистрирована, скорее всего, в Москве. В Великом Устюге оседает только то, что турист тратит непосредственно там, это сувениры, фото с животными, еда. На Западе не так, турфирмы, транспортные компании, вообще все-все-все должны немало отчислять местному бюджету. Ну а у нас с этим путаница.