На прошлой неделе правительство одобрило проект бюджета на 2012 г. Как собираются власти распорядиться государственной казной?

Для начала приведём несколько мало что значащих для простого обывателя цифр из бюджета следующего года. Его доходы составят 11 трлн 789 млрд рублей, расходы — 12 трлн 658 млрд. Чувствуете разницу? Но это ещё что: нефтегазовые доходы в условиях будущего законодательства составят 4 трлн 390 рублей, а в нынешнем году было 5 трлн 228 млрд рублей. Куда же делись 838 млрд нефтяных рубликов?

О дефиците бюджета. В этом году он был запланирован в сумме 719 млрд рублей, но сейчас министр финансов А. Кудрин обещает нам закончить год и вовсе без убытка. Но в 2012 г. дефицит планируется уже в объёме 869,2 млрд рублей. В последующие два года недостаток в казне будет и того больше. Для примера: в 2013 г. он составит 1 трлн 005 млрд рублей.

Мало кто из нас знает, что в этом году на каждого россиянина приходится по 46 тыс. рублей государственного долга. В абсолютных цифрах это 6,6 трлн рублей. Открою вам страшную тайну: Основные направления долговой политики России на 2012-2014 гг. ориентированы таким образом, что в следующем году госдолг в пересчёте на конкретного россиянина будет стоить 56 тыс. рублей (8 трлн рублей), в 2014 г. за каждым из нас будет числиться уже по 84 тыс. рублей (12 трлн рублей).

Для чего правительство увеличивает объём долга почти в два раза за три года? Может, нас ожидают какие-то модернизационные прорывы или планируется программа в индустриальном секторе? Вы не поверите — никакого конкретного плана использования заимствований у правительства нет. Просто если цена на нефть будет ниже ожидаемой, тогда и примемся «стрелять до получки». Импотенция, одним словом. Всё, что займём, — съедим, а там хоть хрен, хоть морковка.

Призвать к порядку

Итак, какие же меры позволят справиться с бюджетным дефицитом? Вот что обещает Проект Основных направлений налоговой политики РФ на 2012-й и последующие два года: «Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям: налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала; мониторинг эффективности налоговых льгот; акцизное налогообложение; совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями; налог на прибыль организаций (? — Н. К.); налогообложение природных ресурсов; совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов; введение налога на недвижимость; налоговое администрирование». Вы что-нибудь поняли в этой абракадабре? И неудивительно, что нет: чиновник для чиновника писал. А теперь предложим «народные» меры, которые позволили бы наладить бюджетную дисциплину.

1. Усиление борьбы с теневым сектором. По данным Росстата, доля ненаблюдаемой прямыми статистическими методами экономики РФ в процентах к ВВП увеличилась в 2009 году до 16%. Эту цифру можно смело умножать на 3, как это делают специалисты Всемирного банка и Дойчебанка. 10% в год снижения «серости» — для нас вполне посильная задача.

2. Встречные проверки (т. е. дополнительный сбор информации о деятельности налогоплательщика от третьих лиц. — Ред.). По данным Банка России, из более чем 2 млн коммерческих организаций около 249 тыс. (12%) показали в 2010 году «нулевые налоговые платежи», при этом около 66 тыс. из них имели оборот более 1 млн рублей, у шести организаций-неплательщиков годовой оборот был более 10 млрд рублей, а у 123 тысяч коммерческих организаций доля налоговых платежей составила менее 0,1% от платёжного оборота.

3. Запрет на возмещение НДС (налога на добавленную стоимость) компаниям, вывозящим за границу сырьё и продукцию его первичной переработки. В 2010 г. государство вернуло бизнесу НДС в размере 1 трлн 185 млрд рублей, из них, по данным Федеральной таможенной службы, 74% получили торговцы нефтью, нефтепродуктами, газом, рудой, лесом, чёрными и цветными металлами.

4. Полный запрет на использование офшоров в крупных российских компаниях с годовыми активами от 100 млн руб.

5. Непредоставление налоговой отчётности классифицировать как халатность (ст. 293 УК РФ).

6. Комплексная проверка всех существующих налоговых и страховых льгот.

7. Ревизия деятельности Росимущества с целью выяснить, почему госсобственность приносит столь малые дивиденды.

Только услышат ли наш голос «наверху»?..

Никита Кричевский