В среду были приняты поправки в федеральный бюджет на 2011 год. Депутатам предстояла приятная, в общем-то, работа: согласиться с предложениями Минфина о распределении очередной порции нефтедолларов.
Доходная часть нашего бюджета увеличилась на 1, 459 трлн. рублей из-за прогнозируемого роста мировой цены на нефть с $75 до $105 за баррель, и дефицит, как следствие, сократился с 3,6 до 1,3% ВВП.
Еще немного, и правительство забудет, что есть и другие, не столь ненадежные способы уменьшить дефицит. Например, сократить расходную часть, урезав финансирование госаппарата, содержание которого в 2011 году обойдется стране в 16 248,7 млнруб.
Депутаты и чиновники отлично понимают, что уменьшить расходы можно в том числе за счет сокращения общегосударственных расходов, значительную часть которых составляют расходы на финансирование деятельности президента и премьер-министра, центральные аппараты всех органов власти, деятельность парламента, некоторые некоммерческие организации и государственные СМИ. Однако в итоге финансирование этой статьи только увеличивается.
При подготовке федерального бюджета 2009 статья «общегосударственные вопросы» выросла в сравнении с 2008 годом аж на 41,4%. В 2010 и 2011 годах Минфин планировал ее уменьшать, но она вопреки всему продолжала расти примерно на 8% ежегодно.
В 2011 году общегосударственные расходы увеличились на 63 млрд рублей (на 7,9% больше чем в 2010 году), а финансирование, к примеру, раздела «Социальная политика» — уменьшилось на 37 млрд руб. (на 11,3% меньше показателя 2010 года). Приоритеты государственной политики – очевидны.
Что же обеспечивает стабильный рост «общегосударственных расходов»? В последние два года существенный вклад в общие траты внесла госкорпорация «Олимпстрой». Только в 2010 году ей было выделено 102 млрд. рублей.
Кроме того, в 2011 году значительно увеличится подраздел «проведение выборов и референдумов». Оно и понятно, в декабре предстоят выборы сначала Госдумы, а потом — президента.
Но это только вершина айсберга. Мы решили влезть внутрь разделов и посмотреть, как распределяются средства, выделенные на общие государственные вопросы и на социальную политику между разными министерствами и ведомствами.
Для начала немного теории.
Из статьи «общегосударственные вопросы» (как называется она по бюджетной классификации) финансируется: «жизнедеятельность» на своем посту президента России, функционирование высшего должностного лица субъекта России и муниципального образования, обеспечение законодательных органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований, обеспечение правительства, высших органов исполнительной власти, местных администраций, судебная система, деятельность финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового надзора, проведение выборов и референдумов, международные отношения и международное сотрудничество, фундаментальные исследования, резервные фонды, прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов и другие общегосударственные вопросы.
Расходы на «общегосударственные вопросы» за 2011 год составляют 800,2 млрд рублей.
По статье «социальная политика» проходят расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства, прикладные научные исследования в области социальной политики и «другие вопросы в области социальной политики».
Расходы по статье «социальная политика» в 2011 году составляют 2,94 млрд рублей.
Но на практике мы видим, что никакой рациональной взаимосвязи между размером и функциями ведомства и объемом его трат на общегосударственные вопросы не наблюдается. (См. Таблицу 2.) Можно ли поверить в то, что содержание аппарата минобороны обходится в 4 миллиона рублей в год, а Генпрокуратуры – и вовсе в 305 тысяч, когда по линии МИДа расходуется на общегосударственные вопросы более 36 млрд, а Центризбиркома, к примеру, более 23 млрд? При этом расходы на содержание центрального аппарата и управление проходят у Генпрокуратуры по статье «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» и составляют около 34 млрд. рублей. Еще более сюрреалистично выглядит поведомственная роспись расходов на социальную политику (Таблица 3). Та же Генпрокуратура берет на себя более 7 млрд «социальных» расходов, а Минобороны – и вовсе 150 млрд. Вообще, бремя соцрасходов не несут на себе только Росрыболовство, Центризбирком и… Госдума.
По статье «социальные расходы» ведомств должны проходить те социальные выплаты и гарантии, которые ведомство предоставляет своим сотрудникам, в том числе различные льготы, индексация заработной платы и отчисления на прибавку к пенсии для госслужащих. В реальности значительную часть социальных расходов представляют собой завуалированная поддержка ведомств, в том числе и силовых. Таким образом, понятно, что далеко не все расходы на нужды чиновников проходят по статье «общегосударственные вопросы».
При этом, по данным ежеквартального отчета о зарплатах и численности чиновников в федеральных органах власти Росстата, численность чиновников, как и их зарплаты неизменно растет, при всех заявлениях о сокращениях. С декабря 2009 года Госдумой введен законодательный запрет на индексацию зарплат чиновников (продлен до 2014 года), несмотря на который зарплаты все равно растут. Например, в Минобразования по сравнению с первым кварталом зарплата выросла на 129,5%, Минкультуры — на 122%, а в Федеральной службе по финансовому мониторингу отмечен рост на 138%. Но «рекордсмены» по суммам в расчетных листках сидят в администрации президента — зарплата в среднем около 86 тыс. рублей, что выше чем в правительстве.
Наконец, и сокращение дефицита бюджета, за которое так борется Минфин, происходит за счет наполнения живыми деньгами обязательств, принятых на себя государством, в том числе — перед бюрократами.
Мнения экспертов
Антон Сафонов, аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе»:
— Расходы бюджета будут расти, другой вопрос, что они должны быть эффективными, а темпы их роста не должны быть очень высокими. Считаю, что рост расходов на госаппарат связан с тем, что фактически сильного сокращения количества чиновников не происходит, а их заработные платы растут.
Различные ведомства получают по этой статье совершенно разные суммы. Здесь необходимо понимать, какие именно расходы скрываются в этой статье. Например, МИД может получит финансирование на международную деятельность, то есть содержание посольств и т.д., в то время как Минфин должен заниматься обслуживанием государственного и муниципального долга.
Оксана Дмитриева, депутат Госдумы:
— «Общегосударственные вопросы» — очень сложный раздел. Помимо расходов на госуправление, он включает в себя, например, расходы на фундаментальные исследования, науку, прикладные исследования, которые не относятся к отраслям, и то, что невозможно распределить по другим разделам. В том числе помощь банковскому сектору. Так, в 2011 году через него прошло 62 миллиарда имущественного взноса во Внешэкономбанк. Сложность его структуры позволяет проводить довольно сомнительные бюджетные траты.
Ольга Осипова
26.05.2011