Из-за коррупции Фонд ЖКХ приостановил работу в 35 регионах

В конце минувшей недели Фонд содействия реформированию ЖКХ приостановил финансирование в 35 регионах. На эти беспрецедентно жесткие меры фонд решился из-за тотального воровства чиновников, ответственных за капремонт жилья. Аппетиты слуг народа и их подручных впечатляют. Например, в прошлом году в Москве капремонт каждого дома обходился налогоплательщикам в среднем по 22,2 млн. руб. Причем после освоения средств липовые ТСЖ, созданные при помощи чиновников, как правило, бесследно исчезают.

Перезревшая проблема

Напомним, что госкорпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ (Фонд ЖКХ) была создана в 2007 году по инициативе Владимира Путина. В президентском Послании в апреле 2007 года Владимир Путин объявил, что государство профинансирует капремонт на 150 млрд. руб. на 4 года и программу переселения из ветхого и аварийного жилья на 100 млрд. руб. на тот же срок.

Ветхого и аварийного жилья в России очень много. Например, 60% жилищного фонда Москвы старше 50 лет. А ведь 50 лет — официальный срок эксплуатации пятиэтажки типа хрущевка (у 9-этажки срок эксплуатации 70–75 лет). Затем дома нужно сносить или реконструировать. Кроме того, раз в 20 лет в любом многоквартирном доме нужно делать капремонт (хрущевка капитально ремонтируется дважды, 9-этажка — трижды за свою жизнь).

Не забудем, что в России существуют и не многоквартирные дома. Даже в Москве доля деревянных домов в общем объеме жилищного фонда составляет 1,5%. В целом в России около 20% жилых домов не просто деревянные, а еще и без удобств и с печным отоплением. То есть в начале XXI века каждый пятый россиянин все еще топит дровами и зимой бегает на улицу “до ветру”.

Однако в 1990-е никто о капремонтах не вспоминал. Срок службы старых домов просто продлевали, якобы по результатам “обследований”. Была забыта программа переселения людей в благоустроенные дома. Причина проста: отсутствие средств у муниципалитетов. В СССР каждый житель многоквартирного дома платил особый налог в зависимости от категории дома. Жить в доме “со всеми удобствами” и лифтом было на 25% дороже, чем в доме “без удобств”. Разница позволяла накапливать длинные деньги, за 20 лет хватало на капремонт. А часть средств шла на финансирование программ нового строительства и на программы благоустройства. Но длинные деньги не выдерживают инфляции. Дома, построенные в 1970-е годы, даже первого капремонта не дождались. Накопленные средства обесценились.

Проблема в том, что в аварийных домах нельзя жить. И дело не в протекающей крыше, а в человеческих жертвах. Автору известен дикий случай, когда в 1994 году обрушившаяся потолочная балка перебила позвоночник спящей женщине. И произошло это не в глухой тайге, а в Мытищах. За 2 месяца до трагедии муниципальный деревянный двухэтажный барак 1930 года постройки был “обследован” и признан годным к дальнейшей эксплуатации. Лишь в 2000 году дом-убийца был снесен.

В 2007-м государство решило помочь на условиях софинансирования. Для богатых регионов, например для Москвы, применялась схема финансирования по процентным долям 50/40/10 (соответственно доли Фонда ЖКХ/регионального бюджета/самих жильцов). Для более бедных регионов предусматривались схемы вплоть до 85/10/5.

Но уже тогда говорилось, что до 1 января 2012 года полностью проблему ветхого жилья не решить. На тот момент нужно было расселить 196,6 тыс. семей (около 600 тыс. человек), проживающих в аварийных домах, и капитально отремонтировать 1,918 млрд. кв. м жилищного фонда.

За 3 года работы Фонда ЖКХ было капитально отремонтировано 305,1 млн. кв. м (в 2008 году — 80,9; в 2009-м — 150,5; в 2010 году — 73,6 млн. кв. м). По сравнению с нуждающимися в капремонте 1,918 млрд. кв. м задача выполнена на 16%. Переселение людей из ветхого жилья идет лучше: в 2008 году граждане из ветхого жилья не переселялись, в 2009 году было переселено 77 тыс. человек, в 2010-м — 68 тыс. человек. Итого 145 тыс. человек. По сравнению с общей задачей переселения в 600 тыс. человек, выполнение — на 24%.

Но следует помнить, что эти цифры несколько лукавы, поскольку в оценке участвовали лишь дома, признанные аварийными до 2007 года. Но до 2007 года регионы неохотно признавали дома аварийными, а их жителей нуждающимися в переселении. Кроме того, за 4 года в России успели обветшать и стать опасными для жизни еще несколько тысяч домов. Думается, что в действительности количество несовременного жилья в России на порядок больше, а процент выполнения задачи — на порядок меньше.

“Воровство лютое”

В 2011 году финансовая поддержка фонда на проведение капремонта в целом по России составит около 9,5 млрд. руб. По программе капремонта до 2013 года должно быть отремонтировано порядка 130–140 тыс. домов. Это примерно 12–15% от числа домов, нуждающихся в капремонте. Конечно, этого мало. Поэтому нужно помочь регионам создать механизм, который позволил бы продолжать программу капремонта и после прекращения деятельности фонда с 1 января 2013 года. Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект, предусматривающий ужесточение ответственности регионов за несоблюдение сроков реализации адресных программ. Идея новаций в том, чтобы вновь переложить тяжесть финансирования капремонтов и расселения на регионы. Но как ее переложишь, если в регионах в сфере ЖКХ, как говорили в старину, “воровство лютое”. Как отметил глава комитета по промышленной политике сенатор Валентин Завадников, “оплата ЖКХ в разных субъектах различается в 10–12 раз. Из-за изношенности оборудования и несовершенства системы управления в сфере ЖКХ затраты здесь в три-четыре выше, чем в Европе, и монополизм остается самой серьезной проблемой рынка коммунальных услуг”. Под осторожным словом “монополизм”, видимо, понимаются многочисленные конторки, созданные друзьями и родственниками руководителей муниципалитетов. И качающие государственные деньги за счет завышения цен на капремонты, нецелевого использования средств и т. д.

Метод воздействия на эти “дружественные” руководителям регионов конторки у Фонда ЖКХ один: приостановка финансирования. По итогам 2008 года он этим методом почти не пользовался, но уже по итогам 2009-го было приостановлено финансирование программ в 21 регионе. Нынешний же год стал беспрецедентным: финансирование уже приостановлено в 35 регионах! Процедура отзыва средств уже начата в отношении Ульяновской области, которая за три года получила 2,5 млрд. руб.

В списке пострадавших нет Москвы. И вряд ли она появится: в Москве, как известно, недавно сменился мэр, наказывать нового мэра за грехи старого вряд ли разумно. Кроме того, Москва финансирования от Фонда ЖКХ получает мало, поскольку почти не просит. Но это не значит, что воровства в сфере ЖКХ в столице нет. Наоборот, именно в силу богатства Москвы и ее возможностей вести капремонты без внешнего контроля воровство здесь иногда принимает совсем уж гротескные формы.

“В 2008–2011 годах сумма ежегодно выделяемых на капремонты городских средств составляла в среднем 40–50 млрд. руб. В среднем 22,2 млн. руб. на каждый дом, — сообщил экономист Никита Кричевский. — Это явно завышенные, коррупционные суммы. А осваивались они ТСЖ, которых по не случайному совпадению было создано ровно столько же, сколько планировалось отремонтировать домов. В результате только на Якиманке при проверках было выявлено более 40 липовых, мошеннических ТСЖ, в районе Аэропорт из 67 ТСЖ 28 возглавлялись местными коммунальщиками. В некоторых районах руководители ГУ ИС (инженерных служб) умудрялись возглавлять по нескольку ТСЖ одновременно. Причем после освоения средств на капремонт эти ТСЖ, как правило, бесследно исчезали”.

Не отстают от псевдо-рыночных ТСЖ и государственные унитарные предприятия. На днях по многочисленным жалобам граждан Дорогомиловская межрайонная прокуратура провела проверку ГУП “Жилищник”, обслуживающим 250 многоквартирных домов. По предварительным оценкам, общая сумма необоснованно начисленных гражданами платежей за ремонт помещений составляет около 1 млрд. руб.

У англичан есть пословица: не пей — и тебя никто не увидит пьяным. Это к тому, что с воровством и коррупцией можно бороться различными способами. Можно сажать и даже расстреливать, как в Китае. Но это не так уж эффективно: коррупционеры становятся все более изощренными. Есть другой способ: создавать механизмы финансирования, при которых воровать не только опасно, но и невыгодно. Образно говоря, убирать пьяницу от бутылки, чтоб дотянуться не смог.

Хотя в идеале, конечно, нужно возрождать механизмы накопления в системе ЖКХ длинных денег и переходить к финансированию капремонтов и переселений не за счет государства, а за счет собственников жилья. Об этом говорит и Жилищный кодекс. Но на это нужно еще лет 15: относительно низкая инфляция в РФ была только в последние несколько лет.

Павел Чувиляев