Звонит мобильный. Уж сколько раз говорила себе не снимать трубку, если мне не знаком номер, а работа вынуждает. Да, слушаю…

- Елена Викторовна! – начинает бодрый женский голос, - вас беспокоят из Рафафафа Банка, - и этак вежливо, но требовательно, - Вам удобно разговаривать?

- Из какого, из какого банка? – уточняю я.

- Из Рафафафа! – докладывает тётя.

В Рафафафа-банке у меня нет ни счетов, ни вкладов, ни, упаси Боже, кредитных карт. То есть никаких обязательств я перед ними не имею. И иметь не хочу. И уж тем более не желаю, чтобы мне на мой мобильный, в рабочее и нерабочее время, в будни и праздники звонила колл-служба этого Рафафафа. Так что я не понимаю главного: каким чарующим образом они задают мне вопрос, удобно ли мне говорить? Формулировка тут ведь, однозначно, иная: а ХОЧУ ЛИ я с ними разговаривать? Ответ – нет. Н.Е.Т. И восклицательных знаков в уме этак с дюжину.

Лирическое отступление. Если вы, дорогие читатели, имеете какие-либо связи с каким-либо банком (а по нынешнему дню это наверняка) и звонили туда по какому-нибудь вопросу, вас перво-наперво встречала фраза: мол, в целях повышения чего-то там, все разговоры записываются.

Мне вот интересно, их что, какой-то маниак потом прослушивает? Или это у них для связки, как матерное слово у алкаша? Этот прослушиватель записанных разговоров, он, что, устраивает операторам разбор полётов? Этим людям в чёрном, у которых нет фамилий? Однажды я пыталась выяснить фамилию оператора в банке Сисиси, когда мне три раза не могли подключить смс-оповещение, простейшее действие. Так что вы думаете – мне сообщили номер. Не фамилию - номер. И с таким одолжеееееением!..

Ну, так вот, вернёмся к началу. Спрашиваю, зачем, собственно, я нужна тёте и банку. Та, будто я выиграла миллион рублей, сообщает, что хочет предложить мне оформить кредитную карту.

Миллион рублей, короче, но процентов этак под тридцать.

Мне не нужна кредитная карта. Я их вообще боюсь больше, чем Усаму Бен Ладана.

Строго, но вежливо интересуюсь у тёти, откуда у неё мой телефон? Та беззаботно сообщает, что из партнёрской программы Мамама.

А Мамама, сама по себе, как бы прямого отношения к банку Рафафафа не имеет. Это бесплатная программа: ты делаешь покупки в определённых магазинах-аптеках-АЗС и получаешь за это бонусы, которые можно обменять на призы. Так что я интересуюсь, при чём тут Мамама?

Тон тёти меняется. То есть из тёти она превращается в жэнсчину, которая бросает мне презрительно: «Договор надо читать!»

Иными словами, смысл такой: в договоре, который я подписывала года четыре назад, минимум (вы помните, что вы делали в этот день четыре года назад?), было где-то убористым почерком прописано, что Мамама имеет право раздавать мои телефоны направо и налево. Ну, в смысле, своим партнёром для промоушена. И если в один прекрасный день её партнёром становится Клуб Друзей Крыс, Сообщество Свингеров или Ассоциация Нудистов, то я, будьте-здрасте, обязана ворковать и с ними.

А если я не предусмотрю такую возможность или, напротив, буду наивно полагать, что в партнёрах у Мамама однажды окажется структура «Женихи-олигархи – милым девушкам», то я всё, попала? Или, раз я предусмотрительна, то мне вообще никаких договоров не подписывать и лишать себя того, что мне предлагают сегодня, чего-то, не обременённого назойливыми звонками? Где справедливость, как вопрошала героиня «Страны глухих»? Где справедливость?

Но это всё, если честно, ерунда. Фигня, если называть вещи своими именами. Подумаешь, звоночек – сбросил, и привет семье! По поводу невнимательно читанного договора у меня есть гораздо более неприятный инцидент. Три года назад мне понадобился прямой мобильный номер, но сотовые операторы именно в тот момент их не давали. Пришлось «выкупить» номер у посредника. То есть я была подключена через корпоративный тариф организации, в которой я не работала. Путано, но не страшно. Мне надо было навострить уши, когда на этот телефон принялось с вдохновляющим постоянством звонить коллекторское агентство с целью найти господина Авдеева, который должен им денег.

Но, очевидно, в тот момент я уже была блондинкой.

Через три года мне стали приходить смс от посредника о том, чтобы я «оплатила» некую довольно крупную (порядка 200 евро) сумму, положив её на некий МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН! После чего мой собственный номер отключили.

С трудом дозваниваюсь посреднику (а ему, естественно, дозвониться можно только с трудом, это вам не банк), что, мол, это было? И там мне доступно объясняют: у вас в договоре написано, что за наше обслуживание вы нам должны ежемесячно некую сумму. Не очень большую, но за три года набежало, а вы нам ни разу не платили.

- А почему на какой-то чужой мобильный телефон надо эти деньги класть? – недоумеваю я, - как я потом докажу, что оплатила ваши услуги? Нет, выставьте мне счёт, а я пойду с ним в банк, в кассу. И кстати, хочу расторгнуть наши отношения с сегодняшнего дня!

- А у нас все клиенты на мобильный кладут, - сообщают мне просто убийственный аргумент служители конторы-посредника.

- Но у вас тут в договоре написана одна сумма, которую вы должны мне выставлять раз в 3-6 месяцев, а вы просите другую, в три раза больше – и раз в три года!

- А это, потому что вы ни разу не платили, а по договору условия мы можем менять, не ставя вас в известность! – ответили мне.

Ну, что я хочу сказать. Договор они мне расторгнуть до сих пор не могут, хотя прошло больше двух месяцев, хотя, по их собственным бумагам это занимает 20 рабочих дней (20 рабочих дней, чтобы расторгнуть договор!!!!!!). И напрасно я напоминала менеджеру, который мной занимается, чтобы она подготовила мне счета, которые я ГОТОВА оплатить, если они будут не филькиной грамотой, а нормальными счетами.

И самое главное: как у нас в стране, где и так полно беспредела и обмана на всех уровнях, может оставаться законным положение, когда компания, оказывающая услуги, меняет условия их оказания БЕЗ ВЕДОМА КЛИЕНТА?

Я глубоко уверена в том, что нам нужен закон, когда за такую строку в договоре немедленно следует уголовная ответственность. Хотите изменить условия? Отлично – найдите человека, убедитесь, что он понял, чего вам от него надо, дайте ему выбор: принять или отказаться. А если не можете найти его, прекратите оказывать ему свою услугу – и он найдёт вас сам. Всё элементарно!

Потому что завтра любому из нас поменяют условия в договоре на аренду квартиры, лечения зубов или обучения ребёнка – по умолчанию. А вам придётся просто подчиниться и открыть кошелёк. Потому что иначе в суд подадут – но на вас.

Текст: Елена Семенова