Если верить обещаниям правительственных чиновников, кошмарить проверками малый бизнес прекратят уже с 1 мая. Но кроме слов, есть еще и документы. Если внимательно вчитаться в закон, который вот-вот вступит в силу, поверить в прекращение проверочного диктата становится сложно. Судя по всему, закон не только не избавит предпринимателей от большинства существующих проверок, но и обяжет их к дополнительному общению с властями.

Власть проверяющих

То, что государство наконец решило что-то сделать с проверками, изматывающими бизнесменов, безусловно, хорошо. Однако, чтобы действительно по достоинству оценить эту государственную инициативу, для начала стоит рассказать о том, чем же проверяющие так раздражают коммерсантов.

Если послушать предпринимателей, одна из основных проблем состоит в том, что проверяющих, представляющих различные государственные или муниципальные органы, слишком много. И у каждого из них есть право, данное каким-либо законом и подкрепленное ведомственной инструкцией, появиться на пороге предпринимателя практически в любое время. Существующие у многих ведомств регламенты позволяют сегодня при желании затягивать, продлевать или инициировать новые проверки практически бесконечно, то есть отнимать столько рабочего времени у бизнесменов, сколько сочтут нужным проверяющие. И даже если на самом деле проверяющему просто не нравится название магазина или форма носа его владельца, на бумаге все будет выглядеть законно.

Другая проблема проверок, на которую стоило бы обратить внимание,— исключительно формальный подход, заложенный в законах и инструкциях. То есть проверяющие озабочены прежде всего выявлением не реальных, а формальных, "бумажных" нарушений. Так, например, по рассказу руководителя одного из предприятий, его оштрафовали за то, что он незаконно утилизировал лампы дневного света, освещавшие его офис. Не на основании того, что он эти лампы незаконно выбрасывал, а на основании того, что он не смог показать проверяющим договор с организацией, уполномоченной на утилизацию ламп. Тем же принципом руководствуются и налоговики, которые формально на законных основаниях отказывают в вычете по НДС из-за неуказанного в счете-фактуре телефона организации или ошибки в написании адреса. Стоит отметить, что у такого узаконенного формализма есть и обратная сторона: реально неработающая пожарная сигнализация может не вызвать замечаний инспектора, если бумаги на нее в порядке.

Еще одна проблема, на которую указывают бизнесмены,— сомнительная эффективность деятельности проверяющих. По мнению большинства коммерсантов, согласившихся анонимно поговорить на эту тему, доход от проверок малого бизнеса поступает преимущественно не в государственную казну, а в карманы нечистых на руку чиновников. То есть штрафов малый бизнес платит куда меньше, чем мзды. Таким образом, увеличение числа проверок лишь в малой части ведет к наполнению бюджета, все остальное достается тем, кто эти проверки проводит и организует.

И, наконец, одна из самых неприятных ситуаций для бизнеса — это использование проверки как инструмента давления. Иногда так пополняют бюджет, как в случае с "зарплатными" комиссиями: угрожая проверками, на предпринимателей давят, пытаясь получить в бюджет больше отчислений из фонда оплаты труда. А иногда объекту проверки предлагается заплатить самим проверяющим. Так, недавно задержанные в Москве оперативники УБЭПа, изъявшие компьютеры с базами данных фирмы "Интеллектуальные транспортные системы", по версии следствия, просили за их возврат $30 тыс. Известны примеры, когда различные проверяющие на законных вроде бы основаниях устраивали коммерсантам всевозможные неприятности по заказу конкурентов или обиженных клиентов.

Вне закона Новый закон 294-ФЗ, регулирующий порядок проверок, подписан Дмитрием Медведевым 26 декабря 2008 года и называется "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Но стоит прочесть хотя бы первые главы, как становится ясно, что этот документ никак не может считаться охранной грамотой для бизнеса и от перечисленных выше проблем вряд ли кого-то избавит.

Из пункта 3 первой статьи закона следует, что он не применяется к ряду действий государственных органов, которые, по сути, занимаются наиболее неприятными проверками для бизнеса. В частности, закон не применяется при проведении налогового контроля, то есть налоговые проверки и после вступления закона в силу будут происходить по-старому.

Не распространяется закон и на оперативно-разыскные мероприятия, производство дознания, проведение предварительного следствия, а также на ведение административного расследования. А это именно те основания, которыми сейчас пользуются различные силовые ведомства, организующие собственные проверки предприятий, проводящие выемки документов и аресты компьютеров.

Кроме того, закон оставляет вне поля своего действия финансовый контроль и финансово-бюджетный надзор, валютный контроль, контроль на финансовых рынках, банковский надзор, расследование причин возникновения чрезвычайных ситуаций, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве.

В другой главе нового закона определяется перечень контрольных функций государства, при исполнении которых соответствующие органы могут руководствоваться иными законами. Так, в части, касающейся различных моментов при проведении проверок, другие законы регулируют полтора десятка видов государственного контроля и надзора: таможенного, антимонопольного, экспортного, миграционного, трудового, лицензионного, строительного, контроля за деятельностью саморегулируемых организаций, обеспечения транспортной безопасности, в областях связи, обращения и защиты информации, государственной тайны, оборота оружия и наркотических средств, безопасности дорожного, железнодорожного, воздушного движения и судоходства, а также за промышленной, ядерной и радиационной безопасностью.

Так что если в предписании проверяющих будет указано основание, касающееся вышеперечисленных сфер контроля, то предпринимателю надо быть готовым к тому, что проверять его будут не так, как описано в новом законе 294-ФЗ, а как-нибудь по-другому.

Чаще, но дольше

Слова о том, что малый бизнес теперь будут проверять не чаще чем раз в три года, уже многократно звучали с самых высоких трибун. Действительно, в законе 294-ФЗ содержится норма, определяющая периодичность регулярных проверок. Но в нем содержатся и другие нормы — в частности, устанавливающие максимально возможные сроки проверок. И здесь новый закон не обещает предпринимателям ничего хорошего. В соответствии со статьей 13 срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней, то есть проверка может продолжаться практически полный рабочий месяц. Для малых предприятий, правда, есть оговорка: их можно проверять чуть больше недели в году — 50 часов.

Больше всего, конечно, повезло микропредприятиям. Максимальный срок проверки для них — 15 часов в год. Видимо, расчет делался на особо въедливых и внимательных проверяющих, учитывая, что у таких предприятий вся рабочая документация помещается обычно в двух-трех папках, а занимаемые ими площади легко можно осмотреть за пару минут.

Также закон предусматривает случаи, когда и этих продолжительных сроков для проверки может не хватить. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок проверки может быть увеличен в два раза.

Важно отметить, что в новом законе о защите прав юридических лиц и предпринимателей фигурирует совершенно новое, пока неведомое бизнесменам понятие — "уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности". Как следует из текста закона, посредством этого документа юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны сообщать органам государственной власти о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, о соблюдении ими обязательных требований, а также о соответствии их работников осуществляемой ими предпринимательской деятельности. Кроме того, властей теперь надлежит уведомлять о соответствии предназначенных для использования в процессе осуществления предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

При этом имеются в виду не какие-нибудь специальные виды деятельности, требующие повышенного государственного внимания, а вполне мирные занятия: предоставление бытовых и транспортных услуг, розничная и оптовая торговля, производство одежды и обуви, издательская деятельность, обработка древесины, а также любая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением той, что осуществляется в целях защиты государственной тайны.

Наивно думать, будто указанное уведомление заменяет процедуру государственной регистрации. Уведомление должно осуществляться дополнительно — после регистрации, но до начала деятельности. За нарушение порядка уведомления законом предусмотрена ответственность.

Местные власти просят не беспокоиться

Есть, впрочем, в новом законе и такие положения, которые обрадуют многих предпринимателей. Например, статья 3, декларирующая такие принципы защиты прав юридических лиц и предпринимателей, как преимущественно уведомительный порядок начала отдельных видов деятельности, презумпция добросовестности или открытость и доступность нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется.

Одно из наиболее ценных и заметных нововведений — это то, что закон теперь запрещает местным властям требовать от коммерсантов получения у них каких-либо разрешений на определенные в законе виды деятельности. Фактически процедуру получения дополнительных разрешений закон преобразует в систему дополнительных уведомлений.

К интересным новшествам можно отнести и запрет на проведение мероприятий по контролю за счет самого коммерсанта, а также право юридических лиц и предпринимателей требовать возмещения вреда, причиненного действиями проверяющих. Что важно, статья 22 нового закона дает возможность возмещать даже упущенную выгоду за счет бюджета — правда, лишь в том случае, если суд признает действия проверяющих неправомерными.

Новый закон в большинстве случаев не допускает проведения выездных проверок при отсутствии руководителя предприятия. Не допускается требование документов, не являющихся объектом проверки, требование нотариально заверенных копий, также теперь запрещено изымать при проверке оригиналы документов. Для проведения внеплановой проверки органы контроля должны теперь получать разрешение прокурора.

По новому закону проверяющие не могут отбирать образцы продукции без составления протокола. Нельзя распространять информацию, полученную в ходе проверок, если она содержит коммерческую тайну. Кроме того, проверяющие обязаны разъяснять коммерсантам суть своих требований и знакомить их с соответствующими документами.

Однако не стоит забывать о том, что соблюдать все эти либеральные по своей сути положения должны лишь те проверяющие, для которых в первой главе нового закона не сделано исключений. А это совсем нестрашные и хорошо знакомые коммерсантам инспекторы из местных органов контроля — что-нибудь типа комиссии из районной управы или префектуры. Ведь налоговики, борцы с экономическими преступлениями и многие другие потенциально опасные для предпринимателя проверяющие могут в своей деятельности законом 294-ФЗ не руководствоваться.

ИЛЬЯ ЗИНОВЬЕВ

Журнал «Деньги» № 16-17(721-722) от 27.04.2009