Еврокомиссия утвердила стратегию создания Энергетического союза ЕС, фактически взяв под контроль все сделки по энергоресурсам стран ЕС. В перспективе это решение может создать серьезные проблемы для «Газпрома», отмечают эксперты. В ЕС впрочем не хотят останавливаться на достигнутом, планируя в ближайшие годы снизить зависимость от российского газа, закупая его у стран Каспийского региона.

Еврокомиссия в среду утвердила стратегию создания Энергетического союза ЕС. Об этом сообщил зампредседателя ЕК по Энергосоюзу Марош Шефчович. Стратегия подразумевает, что страны Евросоюза должны будут согласовывать с Еврокомиссией будущие соглашения о внешних энергозакупках, особенно если речь идет о газе, «чтобы гарантировать их соответствие общим европейским нормам».

Фактически это означает, что решения о сделках будут принимать не страны ЕС, исходя их своих экономических интересов, а Еврокомиссия, отмечают эксперты.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напоминает, что в ходе недавнего визита российского президента Владимира Путина в Венгрию было достигнуто соглашение, по которому Россия отказывается от принципа «бери-или-плати» при поставках газа (согласно этому принципу,покупатель должен оплачивать законтрактованные объемы вне зависимости от того, выбрал он их в действительности или нет). «Взамен Венгрия пообещала, что закупаемый газ не будет перепродавать на Украину (так называемые реверсные поставки, — «Газета.Ru»), — отмечает политолог. — И вот уже этот момент может вызвать недовольство Еврокомиссии, и она может потребовать пересмотра договоренностей».

По словам Макаркина, такие страны Европы, как Болгария, или та же Венгрия, заинтересованные в энергетическом сотрудничестве с Россией, но не способные оказать реальное влияние на политику ЕС, будут вынуждены подчиниться решению большинства. «России же придется все больше улучшать условия поставок», — предупреждает политолог.

Завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев отмечает, что ЕК пытается сплотить европейских потребителей энергоресурсов в единый пул.

«И в перспективе это может стать серьезной проблемой не только для российского «Газпрома», но и для таких поставщиков как Ливия и Алжир, — говорит эксперт. — Это приведет к установлению единых условий для всех, а у того же «Газпрома», например, сейчас разница цены для различных европейских контрагентов доходит до 20-30%».

Впрочем, по словам Кондратьева, для того, чтобы Энергосоюз стал реальностью, Еврокомиссии еще предстоит провести серьезную нормативную работу, в том числе — получить согласие Совета Европы, а далеко не все страны могут оказаться готовыми к таким условиям.

Кроме того, это заставит поставщиков всерьез задуматься о максимальной диверсификации поставок, искать новые рынки. «Хотя, безусловно, окончательно из Европы никто не уйдет», — полагает Кондратьев.

«Газпром» о новых рынках сбыта задумался уже давно — российская монополия уже заключила контракт с Китаем на ежегодную поставку 38 млрд кубометров газа в течение 30 лет и ведет переговоры по второму контракту — на 30 млн кубов в год на тот же срок.

Европа, в свою очередь, также говорит о диверсификации. В частности, по словам Мароша Шефчовича, для снижения зависимости от российского газа Евросоюз намерен начать поставки из Азербайджана и Туркменистана, а также нарастить поставки из Алжира.

В интервью Financial Times Шефчович отметил, что приоритетным проектом в этой связи является система газопроводов «Южный газовый коридор», куда, в частности, входит Трансадриатический газопровод (Trans Adriatic Pipeline; TAP), который Европа надеется построить к концу 2019 года.

Проект «Южного газового коридора» объединяет несколько проектов газопроводов, предназначенных для поставок из Каспийского региона в Европу в обход России. Основными направлениями реализации проекта сейчас является расширение Южно-Кавказского газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзурум), по которому азербайджанский газ дойдет до Турции, и его продолжениях — Трансанатолийском и Трансадриатическом газопроводах (TANAP и TAP соответственно). TAP станет последним звеном в цепи, выходя через Грецию, Албанию и Адриатическое море на юг Италии и далее в Западную Европу. Ранее Шефчович заявлял, что Азербайджан и Турция уже подтвердили свой интерес к этим проектам. Также в рамках ЮГК рассматривается вариант Транскапийского газопровода, по которому в Европу должен пойти газ из Туркменистана.

Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отмечает, что прогресс в договоренностях с Азербайджаном налицо. «Уже принято инвестиционное решение по крупнейшему азербайджанскому газовому месторождению «Шах-Дениз-2» и по газопровода TAP и TANAP, — рассказывает эксперт. — Однако «Шах-Дениз-2» не может давать европейскому рынку более 10 млрд кубометров — это его проектная мощность, на которую он, по нашим оценкам, выйдет не ранее 2024-2025 гг».

Для сравнения, Россия ежегодно поставляет в ЕС около 140-150 млрд кубометров газа. Впрочем, в 2014 году объемы резко сократились — по итогам прошлого года Европа закупила лишь 121,3 млрд кубов, что связано со снижением спроса, которое, в свою очередь, было вызвано аномально теплой погодой.

Что же касается Туркменистана, здесь, по словам Гривача, возникает целый ряд трудностей. Основная проблема в том, что большая часть туркменского газа законтрактована Китаем, и туркмены уже вынуждены наращивать добычу хотя бы для того, чтобы выполнить обязательства перед КНР

Во-вторых, окончательно не определен статус Каспия, а без согласия всех стран, выходящих к каспийскому бассейну, говорить о поставках газа в Европу нельзя. При этом уже сейчас Туркменистан и Азербайджан конфликтуют из-за принадлежности ряда месторождений. Например проблемным является месторождение Кяпаз, которое Туркмения считает своим, а Азербайджан уже ведет на нем добычу.

Алексей Топалов