К этому Альянс подтолкнули агрессивные действия российских политиков и военных

В конце прошлой недели, когда по Красной площади в Москве торжественным маршем проходили парадные колонны и военная техника, в Эстонии послы 28 стран-участниц НАТО знакомились с суперсовременным центром электронной защиты и посетили военно-воздушную базу, с которой натовские самолеты осуществляют контроль воздушного пространства прибалтийских государств.

Такое совпадение вряд ли можно назвать случайностью.

В 2009 году вблизи границ Польши были проведены крупнейшие с советского времени российско-белорусские военные учения по отражения нападения условного противника и нанесению ответного удара с имитацией применения тактических ядерных ракет. Западные наблюдатели на учения не приглашались.

Еще до этого восточноевропейские партнеры НАТО, оглядываясь на события августа 2008 года в Южной Осетии, выражали сомнение по поводу возможностей альянса обеспечить их оборону. Теперь Польша и страны Прибалтики забили тревогу и стали добиваться от Вашингтона и Брюсселя конкретных шагов по укреплению своей безопасности, полагая, что военно-воздушный щит НАТО необходимо дополнить наземным военным присутствием и принять отдельный план по отражению возможного удара с Востока.

В свое время аналитики североатлантического альянса, изучая ход грузинской войны, пришли к выводу, что боеготовность российских вооруженных сил оставляет желать лучшего: им не удалось подавить грузинскую систему ПВО, военно-транспортная техника легко уязвима, слабо отработано взаимодействие воинских подразделений. Российско-белорусские военные учения их серьезно озадачили как масштабностью, так и возросшей эффективностью подготовки войск.

В итоге аналитики НАТО заключили, что «Россия будет и впредь испытывать взаимодоверие и прочность альянса, включая готовность к совместной обороне».

Все вместе эти факторы повлияли на то, что в 2010 году без каких-либо проволочек и излишних дебатов были приняты соответствующие решения. Согласно им, пишет немецкое он-лайн издание Frankfurter Allgemeine Zeitung, предусматривалось выделить 9 дивизий НАТО (в среднем по 10 тысяч каждая) для обороны Польши, Литвы, Латвии и Эстонии. Кроме этого, на Балтике должны быть определены морские порты для высадки американских и британских войск. Правда, речь пока не шла о реальном наращивание военного присутствия НАТО на территории Польши и стран Прибалтики.

Наступил февраль 2014 года. Молниеносная операция «зеленых человечков» в Крыму вызвала шок в штаб-квартире НАТО. «Такое я не мог даже себе представить, - признался один из брюссельских дипломатов, - хотя, имея дело с Россией, повидал всякое». Реакция прибалтийских политиков была не менее эмоциональной. «Мы просто боимся, когда русский президент берет полномочия вторгнуться на территорию другой страны для защиты русскоязычного населения», - сказал латвийский министр иностранных дел Эдгарс Ринкевикс. Треть населения Латвии и Эстонии говорит по-русски, половина из них не имеет никакого гражданства. К тому же, добавил министр, российские войска располагаются всего в 26 километрах от границы, на военном аэродроме вдвое увеличилось число боевых вертолетов, которые регулярно проводят учения для демонстрации силы.

Первый ответный шаг НАТО имел более чем символический жест - направили самолеты АВАКС в Польшу и Румынию. В свою очередь США увеличили количество истребителей для воздушного патрулирования и послали 150 военнослужащих, которые, создавая эффект присутствия, размещены в четырех странах балтийского региона.

Но на этом, убеждены западные эксперты, американцы и их европейские союзники не намерены останавливаться. В апреле министры иностранных дел НАТО поручили военному руководству блока переработать оборонительные планы, проверить районы дислокации войск и военно-техническое снабжение, усилить боевую подготовку. В этой связи главнокомандующий силами НАТО в Европе, американский генерал Филип Бридлав заявил, что концепция размещения войск подлежит ревизии.

Тем не менее, окончательное решение остается за политиками. В июне предстоит встреча министров иностранных дел и обороны НАТО, а в сентябре – глав государств, где без сомнения пойдет речь о стратегических выводах из украинского кризиса. Западные наблюдатели не исключают, что соблюдавшийся с 1997 года по договоренности с Россией мораторий на размещение существенных боевых частей на территории новых членов НАТО может быть нарушен.

Александр Чурсин