Европа пытается восстановить слабое равновесие. Однако еврозоне необходимы структурные реформы и единый банковский регулятор. О том, что ждет страны союза в ближайшее время, нам рассказал главный экономист S&P по Европе, Ближнему Востоку и Африке Жан-Мишель.

Добрый день, господин Сикс! Спасибо за то, что вы согласились сегодня поговорить с нами! Давайте начнем нашу беседу с периферийных стран еврозоны, которые всегда находятся в центре внимания. Многие эксперты довольно оптимистично настроены по отношению к периферийным странам Европы, учитывая, что они снижают размер дефицита бюджета и соотношение госдолга по отношению к ВВП. В одном из последних докладов S&P по европейской экономике говорится, что процесс сбалансирования положительно отражается на состоянии текущего счета стран, но не обязательно помогает улучшить экономические перспективы. Что это означает? Не могли бы вы подробнее рассказать об этой точке зрения? И означает ли это, что периферийные страны находятся на неверном пути?

Нет, я так не думаю. Я считаю, что периферийные страны еврозоны, я говорю, прежде всего об Испании, а также о Португалии, определенно идут по верному пути. Попытки восстановления равновесия в системе – это крайне важный процесс. То, что мы имели в виду в своем докладе, так это то, что улучшение состояния текущего счета само по себе может вовсе не являться признаком того, что найдены новые пути для роста экономики. Снижение дефицита текущего счета может происходить также из-за снижения объемов импорта, а это довольно техническая составляющая.

Если внутренний спрос слабый, национальная экономика слабая, в результате страна не способна на большие объемы импорта, и дефицит текущего счета снижается. При восстановлении внутреннего спроса дефицит снова может увеличиться. Мы хотели сигнализировать о том, что реальная задача в долгосрочной перспективе лежит в сфере новой экономической модели, которую ищут эти экономики. Конечно, это больше касается сферы экспорта, чем импорта. С этой точки зрения впечатляет Испания: если посмотреть на состояние экспорта страны с начала кризиса в 2007 года, то его объем вырос на 17%. Это большое достижение. Напротив, объем итальянского экспорта снизился на 1% по сравнению с 2007 годом. Мы можем видеть, что в так называемых странах периферии (я не люблю это слово, но оно общепринято) очень разная динамика. И мы хотели указать именно на то, что сокращение дефицита текущего счета может указывать на очень разные вещи: как позитивную динамику, так и на просто технические факторы.

А как себя чувствуют ключевые страны еврозоны? Способны ли они сделать достаточно для того, чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость еврозоны?

Определенно сохранятся проблемы в бюджетной сфере. Мы наблюдаем очень медленный прогресс в восстановлении равновесия в бюджетной области. Но более важным для нас является обеспечение конкурентоспособности и проведение структурных реформ, которые в разной степени реализуются в разных странах. В Италии и Франции, например, проводятся некоторые очень важные реформы, но тем не менее фронт работ все еще обширен. Надо сказать, что прогресс медленный.

Какие страны еврозоны сейчас являются наиболее слабым звеном? В ключевых странах, в периферийных странах? Франция, Италия или, может, Испания?

Разрешите мне ответить на ваш вопрос вот так: слабым звеном в еврозоне остается архитектура еврозоны. Это не какая-то конкретная страна, а сам способ работы еврозоны. Благодаря этому кризису, его урокам мы увидели слабые места, которые появились еще в процессе создания еврозоны. Недостатки были в самой архитектуре. Например, связь между государством и его собственным банковским сектором – тот факт, что каждая страна сама отвечает за свой банковский сектор. Это то, чего нет в США, которые также являются валютным союзом. Каждый американский штат не отвечает за банки в своем штате. До тех пор пока эта архитектурная проблема не будет решена, валютный союз будет слабым. В прошлом июне господин Ван Ромней объявил об очень важном шаге – о начале создания этого банковского союза. Это очень важно. При этом необходимо, чтобы это был всеобъемлющий банковский союз, подразумевающий наличие единого надзорного органа, которым по изначальному плану должен стать ЕЦБ, наличие единого механизма оздоровления, а также гарантии депозитов. То есть нужен полный банковский союз, а не только отдельные его составляющие. Но сейчас уже апрель 2013 года, о банковском союзе объявили почти год назад, и где же этот союз? Таким образом, это и есть слабое звено: скорость, с которой проводятся реформы. И это происходит не потому, что мы не знаем, что нужно сделать. Но продуктивность 17 членов еврозоны в области реализации изменений разочаровывает.

Можно ли говорить о некотором политическом тормозе в еврозоне?

Есть вопросы, связанные с недостатком лидерства на высшем уровне. Это долгосрочная проблема. Я не думаю, что мы можем ее решить сразу и быстро. Но сейчас есть также вопросы относительно партнерства Германии и Франции, которое может быть более эффективным, для того чтобы возглавлять союз. Существуют определенные трудности, связанные с лидерством в еврозоне, но реальная необходимость, как мне кажется, заключается в ускорении процесса принятия решений на уровне союза.

S&Р прогнозирует, что Европа в этом году будет оставаться в рецессии – ожидается снижение ВВП примерно на 0,5%. Когда ожидается улучшение экономической ситуации, когда будет рост? В следующем году или в 2015? И что еще нужно сделать, кроме создания банковского союза?

Это очень важный вопрос. И тут есть большие опасения, заключающиеся в том, что долгосрочные экономические перспективы континентальной Европы после 2013 года выглядят очень слабыми. Частично это происходит из-за структурных трудностей, которые пока не преодолены. В частности, существует ограничение мобильности рабочей силы в рамках Европейского союза. Кроме того, существует риск недостатка инвестиций в промышленность. Один пример: вопросы, связанные с окружающей средой, создание так называемой "зеленой" Европы – на общеевропейском уровне в этой области сделано очень мало. Мы наблюдаем низкую производительность, низкие объемы инвестиций.

Далее опасения вызывает следующий факт: сейчас более 1 тысячи европейских промышленных компании, которых мы рейтингуем как рейтинговое агентство, делают 40% своих инвестиций в страны за пределами Европы. В 2007 году, в самом начале кризиса, этот показатель составлял 25%. Таким образом, мы видим сильные изменения: да, компании продолжают инвестировать, но они все меньше инвестируют в Европу и все больше на развивающиеся рынки, в том числе в Россию и на новые рынки. Эта сфера в Европе связана с проблемами в области лидерства – здесь нужно больше дальновидности. Нужно смотреть дальше, чем просто на краткосрочные проблемы в сфере бюджетов и конкурентоспособности. Нужно ответить на вопрос, куда мы движемся в качестве Европейского союза? И мне кажется, что пока у нас нет ответа на этот вопрос.

Что вы думаете о мнении, которое стало высказываться недавно о том, что весь мир сейчас как финансовая пирамида Понци? Мы видим замкнутый круг долговых проблем. Можно ли сказать, что мы оказались внутри самого большого пузыря?

Я думаю, что нужно быть очень осторожными с фразами вроде "финансовая пирамида Понци". Эта фраза привлекает внимание. В 2006 году, возможно, можно было говорить об этом, потому что тогда действительно был накоплен большой объем долга, и был рост, который оказался очень неустойчивым. Но эти времена позади. Если говорить о сегодняшнем дне, то мы видим снижение долговой нагрузки как в государственном, так и в частном секторе на развитых рынках, и особенно в США. То есть мы отходим от этой "пирамиды". Если говорить об Испании, то я хочу сказать, что не надо все сваливать в одну кучу. Мы с вами обсудили слабые места в экономике Европейского союза, и мы пришли к мнению, что одним из таких мест является то, что каждая страна сама несет ответственность за свой банковский сектор. И есть опасения нового наращивания долгов. Так давайте создадим банковский союз на европейском уровне, и это поможет Испании. Ведь из-за того, что Испании приходится "тянуть" банковский сектор, мы видим сильный рост затрат на рекапитализацию и так далее. Я думаю, что нужно быть очень осторожными с использованием сегодня терминов, которые хорошо описывают вчерашнюю ситуацию. Давайте смотреть в будущее, а касательно будущего надо сказать, что сейчас мы видим определенный прогресс в снижении долговой нагрузки, особенно на развитых рынках.

Интервью провела ведущая ТК "Россия-24" Татьяна Наумова - Вам спасибо.