Одна из сильных сторон Индии - это ее компании. В целом они прибыльные, быстрорастущие и имеют хороший бухгалтерский баланс. Но в стране назрели серьезные проблемы в банковском секторе. Все далеко не так радужно, как старается представить правительство.
Индийский инфраструктурный бум - строительство дорог, электростанций и аэропортов - оплачивается из долгов. Некоторые из этих проектов сейчас испытывают затруднения из-за бюрократических барьеров и замедления экономики, пишет британский журнал The Economist.
Создается впечатление, что долговая проблема Индии больше, чем "стабильный уровень" официальных банковских сводок. Насколько больше - неясно, поскольку множество займов подвергнуто реструктуризации. Это означает, что сроки по займам перенесены, но они еще не признаны "плохими" долгами.
Таких реструктурированных задолженностей накопилось $43 млрд к концу марта. Это 2% ВВП Индии, и в относительном выражении это куда ниже показателей прошлых азиатских кризисов, или ситуации в Индии в начале девяностых, когда "плохие" долги достигли четверти от всей задолженности. Это также ниже, чем соотношение "мертвых" долгов, которые приписывают китайским банкам. Но объем отложенных долгов растет, и Индия может пойти по пути Испании, которой долго удавалось закрывать глаза на растущий уровень сомнительных долгов, пока не стало слишком поздно.
Регуляторы Испании почивали на лаврах. По крайней мере, в Индии так не делают. Резервный банк Индии (RBI) вышел на тропу войны. Замглавы банка Сумон Чакрабарти говорит: "Это вызывает беспокойство. Банковская система не рухнет из-за этого завтра. Система не стала неустойчивой. Но если это продолжается в течение одного или двух лет, она станет неустойчивой". RBI планирует ужесточить правила реструктурированных кредитов после кардинального смягчения правил в 2008 г., когда особое снисхождение было проявлено к кредитам, финансирующим инфраструктуру, которая считается национальным проектом.
В теории реструктурированные кредиты остаются кредитами, банк просто облегчил условия, чтобы помочь заемщику справиться со временными неприятностями. Но, похоже, правилами злоупотребили. Kingfisher Airlines настолько опустился, что не может содержать свои великолепные кабины для экипажа, и Air India также явно в глубокой долговой яме. Сдается, эти долги классифицировались как "реструктуризация" слишком долго. Некоторые кредиты были реорганизованы несколько раз. После реструктуризации банки должны были фиксировать каждое падение чистой приведенной стоимости в своих книгах, но потери, которые они признают, крошечные.
Существует еще один поворот. Индия имеет превосходные частные банки, но на банки, контролируемые государством, по-прежнему приходится три четверти всех кредитов. По оценкам The Economist, 93% реструктурированных кредитов приходится на государственных кредиторов. Банки, контролируемые государством, как правило, в худшей форме, чем их частные конкуренты, имеют более низкий уровень капитала и фиксируют снижение рентабельности (то есть они производят меньше нового капитала), при этом, по официальным данным, у них выше уровень долгов, которые уже признаны "плохими", и ниже уровень обеспечения этих займов.
Выяснить, сколько в итоге банки могут потерять, предельно важно. Многие факторы вызывают тревогу. Почти все кредиты для крупных фирм, предположительно с политическим влиянием, повышают вероятность того, что банки будут "терпеть". Официальное признание безнадежных долгов в недвижимость и инфраструктуру неправдоподобно низко. Раскрытие информации может быть лишь частичным.
Однако банкиры считают за правило, что только порядка 15% реструктурированных кредитов в конечном итоге станут "плохими" долгами (и даже они не должны быть полностью списаны). В недавней работе RBI предполагается в худшем случае 30%, и, по мнению регулятора, в этом случае меньше 10% банков окажутся в беде. Между тем кредиты на инфраструктуру, вероятно, составляют половину реструктурированных кредитов. Чакрабарти видит "очень мало шансов, что они станут безнадежными... В стране есть спрос на инфраструктуру". Но он дает предупреждает о "некоторой "стрижке" и некоторых задержках".
Так находится ли банковская система Индии в беде? Создается впечатление, что большой кусок от пирога реструктурированных кредитов прокиснет. Ущерб понесут в первую очередь государственные банки, особенно мелкие. Они будут бороться, чтобы привлечь больше капитала, поскольку регулятор испытывает нехватку средств и неохотно повышает ликвидность.
Тем не менее взрыва не случится. Индийские банки опираются на депозиты, непостоянные оптовые рынки, чтобы финансировать себя. Это даст им время. Луч надежды также состоит в том, что в Индии хорошо управляемые частные банки должны взять большую долю рынка. Тем не менее проблемы государственного банковского сектора ощутят ответственные заемщики, которые могут столкнуться с сужением и удорожанием кредитной политики. И это замедлит экономику в целом, которая должна попытаться ускориться, несмотря на то что дряблая подконтрольная государству банковская система цепляется за ее лодыжки.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Мировой кризис
- →
- Банки Индии полны "плохих" долгов
Мировой кризис
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат