В согласованный Евросоюзом 11-й пакет антироссийских санкций вошел запрет на поставки нефти по южной ветке трубопровода «Дружба». Фактически на этом экспорт российского «черного золота» в государства Западной Европы по сухопутным магистралям, начатый более полувека назад, прекратится. Как полагают эксперты, особенных финансовых потерь от этого Москва не ощутит: утвержденные ранее рестрикции уже снизили объем поставок по «Дружбе» до минимума. Гораздо больший ущерб понесут Чехия, Словакия и Венгрия – единственные из стран Старого Света, до последнего времени закрывавшие свои энергетические потребности за счет российских нефтепроводных поставок.

Новый пакет санкций против России, по словам депутата Европарламента от Германии Гуннара Бека, будет принят к саммиту ЕС, проведение которого намечено на 29-30 июня. «Там есть польские постулаты, касающиеся полного наложения санкций на южную «Дружбу», – раскрывает подробности новых ограничений немецкий дипломат.

Напомним, что нефтепровод «Дружба», строительство которого велось с конца 1950-х до начала 1980-х годов, проложен от добывающих провинций Татарстана и Башкирии до белорусского города Мозырь, где расположены транзитные и перерабатывающие мощности. Далее магистраль разделяется на две ветки: северная направлена в Польшу и Германию, а южная проложена через Украину до Чехии, Словакии, Венгрии и Хорватии. Еще полтора года назад этот углеводородный узел можно было назвать самой крупной нефтетранспортной системой на континенте, но после объявления Европой эмбарго на закупку российских энергоресурсов, ситуация кардинально изменилась. Поставки по «Дружбе» существенно сократились: если в 2021 году по этому маршруту было экспортировано около 36 млн тонн нефти (в 2022-м объемы держались на той же отметке), то в этом году транспортировка «черного золота» упала почти 5 раз, причем Германия и Польша снизили объемы закупки более чем 12 раз. По данным Евростата, месячное поступление в Старый Свет нефти российского происхождения снизилось на 90%.

Тем не менее полностью от углеводородов из нашей страны европейцы не отказались. Более того, после повреждения Каховской ГЭС, Венгрия и Чехия увеличили объемы прокачки российской нефти по «Дружбе» на 16% в связи с опасением возможных перебоев с доставкой сырья через Украину. В принципе, сырье поставлялось по обоим маршрутам: только российские энергоресурсы шли по южному ответвлению, а по северному пути доставлялось топливо из Казахстана.

Как полагает портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин, делать выводы о последствиях 11-го пакета санкций ЕС пока рано: важны точные формулировки ограничений, которых пока нет. «По северной ветке российская нефть в Европу не идет и сейчас, – рассуждает эксперт. – Объемы поставок по южной части трубопровода сравнительно небольшие – примерно 200-250 тыс. баррелей в сутки (10-12 млн тонн в год). К примеру, Китай только в мае купил более 9 млн тонн российской нефти. Поэтому даже в случае «закрытия» южного ответвления «Дружбы» отечественные экспортеры особых проблем не ощутят».

Вместе с тем, уверен инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов, санкции против самого мощного в недавнем прошлом сырьевого транспортного канала ярко демонстрирует, что российский энергетический потенциал в Европе постепенно уходит в прошлое. Поставки в страны Старого Света были подтверждены долгосрочными контрактами и обеспечивались уже построенной и хорошо зарекомендовавшей себя с эксплуатационной точки зрения транспортной системой. В азиатском направлении, куда наша страна собирается перенаправить свой нефтяной экспорт, аналогичных по мощностям трубопроводов не существует: новые трубы еще предстоит построить, а пока экспорт на Восток осуществляется с дисконтом и дополнительными инфраструктурными расходами. «Существует большое сомнение, что у нашей страны получится оперативно нивелировать потерю европейских контактов, в том числе, полную «заморозку» экспорта по «Дружбе», таким же высокодоходным аналогом», – предупреждает аналитик.

Авторы: НИКОЛАЙ МАКЕЕВ