Итак, Запад заморозил активы Центробанка России и олигархов.

В нескольких ток-шоу произнесли: «пиратство». Сей термин рождает не зрительные воспоминания (деревянная нога, попугай на плече), а страницы политэкономии — «первоначальное накопление». Пиратство, наряду с работорговлей, — средство добычи стартового капитала. «Новорожденный капитал источает кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят», — писал Карл Маркс. Выходит, в моральном измерении «период первоначального накопления капитала» продолжается по сей день?

На указ Президента России «платить за газ рублями» Шольц ответил: «А в контракте были евро». Такой коктейль наглости и наива! 1) В любом контракте есть «форс-мажор»; 2) в газпромовском «валюта платежа» перестала быть валютой; 3) ФРГ, ЕС сами нарушили контракты, например по лизингу «Аэробусов».

И Шольц посмел сослаться: «контракт»! Запад привык вести дела с нами, как с наивными аборигенами. Проверьте: наше СРП — «Соглашение о разделе продукции» лихо-святых 1990-х — официально прекращало российскую юрисдикцию над Северным Сахалином. То была копия, калька «договоров концессий» с каким-нибудь Берегом Слоновой Кости…

Замораживали активы и Ливии. По ссылкам на The Wall Street Journal, у ливийского ЦБ было 100 млрд, в суверенных фондах еще 70 млрд долларов. И тоже замораживали «счета лиц, приближенных к Каддафи».

Но с РФ разница все ж громадна. Там «заморозки» сработали вкупе с бомбежками, а тут со вторым «компонентом» сложности… Сколько Зеленский ни просил «закрыть для России небо, ближний, дальний космос», отвечают: «Третья мировая война в бизнес-планы Вашингтона пока не входит».

О чем всерьез надо думать, так это о смене «целевой функции экономики». Экспорт всего, что возможно, получение СКВ (свободно конвертируемой валюты) было высшей целью и в СССР. Помню по своей работе в Минвнешторге СССР: загранкомандировки, «добычу СКВ». Лозунг в стенгазете, на грани, но шутливый: «Напоим США — накормим СССР!». Финские марки тогда до СКВ не дотягивали, расчет велся через «клиринговые рубли». Сегодня слово «клиринг» зазвучало в СМИ. Это когда Центробанки двух стран следят за балансом выполняемых контрактов, «валютой платежа» в которых теоретически можно записать и библейские сребреники.

Да, экспорт бывал критически важен. Министров финансов рубежа XIX–XX веков Вышнеградского, Витте ругали за экспорт зерна. «Недоедим, но вывезем!» — так тогда кусали правительства. Кстати, до введения официального поста «премьера» на советах министров в отсутствие императора председательствовал именно министр финансов. И Витте за 1,45 млрд (тех!) рублей построил крупнейшую в мире железную дорогу, сохранившую целостность России. На Транссибе работали даже итальянцы (российская железная дорога впервые дошла до участков горных камнепадов, туннелей, а они в этом доки). Вели Транссиб сразу с дюжины точек, удивив весь мир, открыли за 5 месяцев до первых залпов Русско-японской войны.

Сейчас аналогичная срочность: газопровод Ямал — Китай. Строить бы и его сразу с 10–15 точек. Но ситуация теперь не как в 1970-е («Сделка века! Газ в обмен на трубы»). Гляньте газеты 2000-х, как тяжко было Кудрину не только аккумулировать валюту, но и буквально «всучивать» ее Лондонскому, Парижскому клубам кредиторов! Нам не давали досрочно гасить долги. И проценты капают, и свобода: хоть Сербию бомби, хоть… Одессу жги! В 1990-е там сто холокостов можно было устроить: Россия, клянчившая «транш кредита на выплату пенсий под президентские выборы», была так мила, так вежлива!

Но теперь импорт из ЕС не так критичен, значит, и экспорт не высшая цель! Вдуматься, если нам запрещены операции в долларах, не все ли равно, где они «заморожены»: в Нью-Йорке, Москве?

Экспорт газа, продовольствия нужно пригасить: лучше в стране масла, сахара избыток, чем портретов бывших президентов США, которые текущий печатает сколько хочет.

Надо привыкнуть: рекордные цифры экспорта теперь не самоцель, а импортозамещение вполне себе цель. Те, кто в 1990-х уверял «глупо делать самим то, что можно купить», были неправы. Всю меру их глупости обозреть сложно. Авиастроители уже рассказали об искусственно разваленном российском гражданском самолетостроении. Мой пример — Егор Гайдар, утверждавший: «Проект строительства Байкало-Амурской магистрали — характерный пример социалистической «стройки века». Дорогой, масштабный, романтический, красивые места, Сибирь. Подкрепленный всей мощью советской пропаганды, экономически абсолютно бессмысленный».

Это он о БАМе, моторе нашей экономики. Хорошо хоть рельсы не продал, «чтоб купить то, что глупо делать самим». В институте имени этого «эксперта» поныне пишут диссертации, «аналитические записки» руководству страны. Наверняка высмеют и мое предложение: определить нужные нам западные технологии, незаменимые товары (чипы, медоборудование, запчасти к уже ввезенному…) и обменивать их на газ, металлы, зерно.

Ученики того «оценщика нужности железных дорог» скажут: «дикость», «пещерный совок», «бартер»… Но, примеряясь к их «святцам», напомню знаменитый лозунг «Бушель за баррель!».

После арабо-израильской войны 1973 г. нефтецены взлетели, курсы валют скакали. Нефти США жгли много, особенно их громадные, на грани дурного вкуса автомобили, что были у каждого школьника, бомжа. Очереди, драки, стрельба (да-да, в рубрике «Их нравы» шли репортажи о стрельбе в очередях на бензоколонках).

Но американцы тогда были главными поставщиками зерна на Ближний Восток. Итог: тот самый лозунг, программа, которую был обязан выполнять президент: «К черту все эти эмбарго, скачки цен, курсов валют! Мы тупо им даем бушель пшеницы за баррель нефти!». Баррель («бочку») знают все, бушель — тоже, мера объема вроде большого ушата или (гляньте, но не смейтесь) банной шайки. Считая на зерно — 27 кг. Конечно, торговали не как на толкучке, из рук в руки: баррель — бушель. Валюта в контрактах прописывалась, но цены подгонялись под ту американскую программу!

Да, при большом потоке экспорта-импорта правительству управлять натуральными величинами, «штуками» сложно. Но можно же справиться при потоке, сократившемся естественным образом.

Хотя это отдельная тема. Что естественней: нынешние сокращения или прошлые погони за величинами экспорта-импорта?

В декабре 2022 г. я рассказывал, как нас подначивали быть эдакими «отчаянными экспортерами». Величественно заявляли: «Мы «Северный поток-2» не сертифицируем!» — и одновременно через Handelsblatt (ведущая деловая газета ФРГ) советовали «Газпрому»: «Качайте! Были прецеденты ввода трубопроводов и без сертификации! «Североевропейский» и трубопровод EGL401 работали до сертификации. Штраф менее миллиона евро!». За аборигенов привычно решили: «Им же позарез надо что-то продать, бусы купить!».

Ту логику я спародировал в духе рекламного слогана: «Газопровод раздут от газа? ЕС-пумизан примите сразу!». И теперь бы переделал популярный крик обывателя: «Хватит кормить… и греть Европу!». Замороженное доверие не отогреть точно.

Но кроме наивно-нахального Шольца бесят ура-патриоты, орущие: «А чего мы наши кровные у них держали?!».

А того, что это было неизбежно при включении в мировую экономику. Товарно-инвестиционные движения не запустить без взаимной «валютной смазки», обеспечения. Тут два варианта.

1) Сказать: «Да у меня на складе под Москвой золота на 100 миллиардов — приезжай, глянь!». Даже если он приедет, пощупает, лизнет, как Шура Балаганов распиленную гирю, и в отличие от того убедится: золото! — он оценит/уценит: «С учетом рисков, вероятности, что я его отсюда смогу забрать, довезти до Лондона, дисконт 99%!».

2) Привезти, предъявить то же золото в Лондоне.

Замените золотые бруски пачками долларов — подход тот же. Потому почти все страны свозят часть резервов в центр деньгопечатанья, США.

Экономика обоюдна, есть и у нас что заморозить. Главное, искусственно (через лоббистов) не разогревать экспорт. Гонки на старой трассе глобализма чреваты.

Авторы: ИГОРЬ ШУМЕЙКО