Первая из постсоветских республик вступает в еврозону. На днях министры финансов 27 стран ЕС окончательно утвердили присоединение Эстонии к Европейскому валютному союзу, и с 1 января 2011 г. она сменит свою крону на евро. До тех пор курс обмена останется зафиксированным – 15,6466 эстонской кроны за €1, что соответствует текущему обменному курсу.

Собственно, принципиальное решение о принятии Эстонии в валютный союз было принято еще месяц назад: 16 июня Европарламент одобрил отчет о готовности республики войти в еврозону, а днем позже его утвердили на саммите ЕС. Правда, потом возникли опасения, что вступление может быть отложено из-за растущей инфляции и экономического спада. Так, инфляция в Эстонии в июне составила 3,5%, что на 2,1% больше, чем в среднем по еврозоне. Между тем, согласно критериям вступления в валютный союз, размер инфляции в стране-кандидате не должен превышать более чем на 1,5 процентных пункта средний уровень трех стран-членов ЕС, достигших наилучших результатов по этому показателю. Кроме того, после кратковременного возобновления экономического роста в Эстонии вновь стал снижаться ВВП. А надо сказать, что еще не было случая, чтобы в еврозону принимали государство с падающей экономикой.

Тем не менее теперь все страхи и сомнения позади: Эстония вступит в еврозону в намеченный срок. Видимо, Евросоюз решил, что в условиях кризиса можно пойти на смягчение всех писаных и неписаных правил. К тому же Эстония достойна членства в еврозоне больше, чем многие ее нынешние участники. Ведь если рассмотреть всю совокупность макроэкономических параметров, то выяснится, что прибалтийская республика – одна из наиболее дисциплинированных и благополучных в финансовом отношении стран Евросоюза.

В 2009 г. дефицит госбюджета Эстонии составил всего 1,7% ВВП. Для сравнения: у Германии он оказался на уровне 3,3% ВВП, у Франции – 8%, у Великобритании – 12%, у Греции - 13%. В среднем по ЕС "бюджетная дыра" достигала 6,8% ВВП, а по еврозоне – 6,3%. Притом, что одним из главных критериев членства в этой зоне является бюджетный дефицит, не превышающий 3% ВВП. В 2010 г., согласно прогнозам Еврокомиссии, в Эстонии этот показатель увеличится, но незначительно – до 2,4% ВВП. То есть Эстония останется одной из немногих стран ЕС, удовлетворяющих критериям валютного союза.

С государственным долгом еще нагляднее: в среднем по ЕС он находится на уровне 85% ВВП (при лимите для членов еврозоны в 60%), а в таких странах, как Италия или Греция, давно перешагнул за на 100%. Так вот, эстонский государственный долг составляет лишь 7,2% ВВП. То есть относительно масштабов экономики он ровно в десять раз меньше немецкого.

Ну, как можно не принять в еврозону такого талантливого и преуспевающего кандидата! Это надо же: из кризиса сухим вышел! В смысле, без дефицита и без долгов. Особенно восхищаются немцы – сторонники ужесточения фискальных правил. Так, Frankfurter Allgemeine назвала Эстонию "примерным учеником финансовой дисциплины".

И, в принципе, мало кого волнует, какой ценой дались Эстонии столь радужные финансовые показатели. А цена была высока: это невиданное по масштабам урезание бюджета, в том числе, и социально значимых статей его расходов. Так, пенсии были срезаны на 20%, зарплаты бюджетников на 20% – 30%, финансирование объектов здравоохранения – на 40%. Все это сопровождалось значительными сокращениями работников бюджетной сферы, причем практически без выходного пособия. При этом были повышены акцизы и ряд налогов. Подобные меры усилили до масштабов катастрофы удар, нанесенный кризисом по благосостоянию населения, по деловой активности и занятости: за 2008 – 2009 гг. ВВП Эстонии сократился почти на 20%, а безработица достигла 20% трудоспособного населения. Значительная часть конкурентоспособной рабочей силы Эстонии рассеялась по шенгенскому пространству в поисках лучшей жизни. Для республики с населением в 1,3 миллиона человек и уровнем ВВП на душу населения почти вдвое меньше, чем в "разорившейся" Греции (Эстония является одной из беднейших стран Евросоюза), все это стало настоящей трагедией. Впрочем, горячие эстонские парни в отличие от "хладнокровных" потомков спартанцев, почти не возмущались происходящим, не бастовали и не устраивали уличных боев. А зря.

Вся эта история весьма показательна и поучительна. В Европейском союзе (да и вообще в современной экономической системе) стала очень сильна "магия цифр". Увы, за формальными финансовыми параметрами подчас остается незаметной или не принимается в расчет реальная ситуация в стране. Нужды и чаяния людей вообще мало кого интересуют. В этом смысле система не только не гуманна – она еще и недальновидна. Ведь "натянутые" финансовые показатели рано или поздно "отпрыгнут" обратно, придя в равновесие с реальной ситуацией. И тогда выяснится, что все отнюдь не так радужно.

Ну, а каково придется реально депрессивной Эстонии в еврозоне – тоже вопрос. Примеры Греции и Испании наглядно показывают, что страны такого рода на первых порах получают "навар" от удешевления займов. Поэтому они испытывают искушение жить в долг. F в дальнейшем, когда долги начинают "напрягать", эти страны могут столкнуться с большими проблемами из-за невозможности девальвировать свою национальную валюту (которой больше нет). Возможно, такой сценарий ждет и бережливую до сих пор Эстонию.

УТРО.РУ - Андрей МИЛОВЗОРОВ