Цены на некоторые цветные камни, в особенности рубины, за последние 10 лет росли быстрее, чем на белые бриллианты. Но именно бриллианты остаются предпочтительным объектом для инвестиций благодаря своей ликвидности.

Драгоценные камни выросли в цене более чем на 110% за 10 лет, свидетельствуют данные исследования международной консалтинговой компании Knight Frank, предоставленного Forbes. В частности, бриллианты за этот период подорожали на 113%, а цветные драгоценные камни — на 112%.

Эксперты отмечают, что особую популярность набирают цветные камни. «За последнее десятилетие мировые цены за карат изумруда или рубина превысили стоимость карата бесцветных бриллиантов. Я не сомневаюсь, что в скором времени сапфиры также обгонят бриллианты в цене», — цитирует Knight Frank генерального директора Gemfields Шона Гилбертсона.

Отдельно аналитики среди камней выделяют рубины, рынок которых испытал один из самых резких ценовых скачков. Это подтверждают и данные аукционов: в 2015 году 25,59-каратный Sunrise Ruby был продан за $30 млн, став самым дорогим рубином в мире, а в 2016 году был достигнут рекорд за карат — $1,2 млн.

Цветные камни действительно набирают все большую популярность, подтверждает генеральный директор ассоциация «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин. «На самом деле возвращается градация стоимости, которая была в начале позапрошлого века. Потому что бриллиант тогда стоял где-то на 3-4-м месте по цене», — поясняет он. По его словам, эта ситуация изменилась, потому что в 20-м веке ювелирный дом De Beers искусственно поднял цены на природные алмазы. Сейчас же снова возвращается интерес к изумрудам, рубинам, александритам и даже недрагоценным камням вроде берилла, аквамарина, рассуждает Уткин.

В Sotheby’s это подтверждают. «Если еще несколько лет назад наибольшим спросом пользовались крупные бриллианты безупречной чистоты, в настоящее время мы наблюдаем всплеск интереса к цветным камням и фантазийным бриллиантам», — говорит генеральный директор Sotheby’s в России Ирина Степанова. При этом в аукционном доме фиксируют в целом рост интереса к ювелирным украшениям: в 2018 году аукционный дом провел 30 ювелирных аукционов, а за первую половину 2019 года — уже 27. Сумма ювелирных торгов Sotheby’s по итогам прошлого года достигла $414 млн.

Продолжат ли расти цены на камни? «Алмазная отрасль циклична, и сейчас индустрия переживает не лучшие времена, столкнувшись с кризисом ликвидности в Индии, снижением спроса на ювелирные изделия и большими запасами», — говорит аналитик АТОН Андрей Лобазов. По его мнению, в долгосрочной перспективе у отрасли остается ряд вызовов, таких как удешевление производства искусственных алмазов, замедление мировой экономики и потенциальная рецессия (когда все плохо, люди в последнюю очередь думают о покупке предметов роскоши), а также изменение потребительского поведения у молодежи.

Замещение природных камней синтетическими является главной тенденцией на рынке, согласен Уткин. Причина этого — искусственные камни дешевы в производстве, при этом их зачастую сложно отличить от настоящих. При этом стоимость производства натуральных камней лишь возрастает из-за того, что старые месторождения исчерпываются, а новые требуют серьезных инвестиций для разработки.

Однако тем, кто уже инвестировал в натуральные камни, избавляться от них не стоит. «Когда рынок пресытится синтетикой, они снова вырастут в цене», — уверен Уткин.

Управляющий директор Arbat Capital Алексей Голубович отмечает, что даже если цветные камни и набирают популярность, именно белые бриллианты остаются наиболее ликвидным камнем в этой сфере. А значит, они более подходят для инвестиций. «В определенные периоды люди вкладываются в украшения и драгметаллы в условиях нестабильности и низкой доходности других инструментов», — говорит он. Такие инвестиции распространены на Востоке, что связано с ненадежностью банков и государства, наличием традиционной семьи, в которой имущество передается по наследству без налогов и судебных споров, а также отсутствием надежных способов инвестирования. «В украшения инвестируют, если трудно вложиться в коммерческую недвижимость или финансовые инструменты, например, если вы живете в Бангладеш или Вьетнаме», — говорит Голубович.

Тем, кто решит инвестировать в бриллианты, Голубович советует выбирать камни не в украшениях и не конкретных брендов, но такие инвестиции подходят тем, кому нужно инвестировать больше $1 млн, так как драгоценности и бриллианты должны занимать очень небольшую долю инвестиционного портфеля. Обычно, продолжает Голубович, такие камни покупают у дилеров, услуги которых обойдутся в 10% стоимости камня, а дорогие украшения — у аукционных домов. Услуги последних уже дороже — 20% от стоимости изделия.