За последние 10 лет ведомству удалось разорить и вывести с рынка почти 70% монопольных групп, которые скупали у фермеров продукцию по бросовым ценам и перепродавали втридорога. О том, в каких ещё сферах работают подобные мафиозные структуры и как с ними бороться, Игорь Артемьев рассказал в интервью «АиФ».
Стройка за взятку
Виктория Гудкова, «АиФ»: Некоторое время назад вы заявляли, что организованная преступность действует и в сфере поставок и продажи лекарств. Как отреагировали на ваше заявление правоохранительные органы? Какова доля «мафии» в цене?
Игорь Артемьев: Конечно, реакция была. У нас с СКР, ФСБ и МВД России ведется целый ряд совместных проверок и расследований. В силу понятных причин о большинстве из них говорить пока еще рано: организованная преступность характеризуется высоким уровнем конспирации и возможностями противодействовать расследованиям. Первые результаты, о которых можно сказать, уже есть. Например, Управлением СКР по Самарской области по материалам ФСБ возбуждено уголовное дело о злоупотреблении полномочиями заместителем местного министра здравоохранения.
Он покровительствовал картелю на торгах по закупке услуг по обслуживанию и ремонту медоборудования на общую сумму около 4,3 млрд рублей. Самарское УФАС возбудило дело о нарушении Закона о защите конкуренции - сговор с заказчиком и картель на торгах. В целом, если торги по закупке медикаментов происходят в условиях конкуренции, снижение цены происходит на 15-20% - это то снижение, которое мы получаем в результате пресечения деятельности картелей. Точный ущерб от картельных сговоров при закупках оценить трудно: деятельность картелей в этой сфере достигла просто немыслимых размахов. А картели (мы уже выявляем такие факты) влияют на определение начальной (максимальной) цены предмета торгов. Кроме закупки медикаментов, особую озабоченность вызывают картели в сфере строительства: объекты социальной сферы, дороги и разработка проектно-сметной документации. Это примерно 1/3 от всех выявляемых службой картелей и антиконкурентных соглашений с участием органов власти, 44 региона, сотни аукционов, миллиарды рублей. Здесь мы тоже взаимодействуем с правоохранителями.
В Хакасии Управление ФАС возбудило дело о сговоре на торгах с участием госзаказчика, а госзаказчик – бывший главный врач республиканской больницы - осужден на 8 лет лишения свободы за то, что помог за взятку выиграть торги на право реконструкции лечебного корпуса определенной компании.
В Ростовской области экс глава Каменского района осужден на 1 год и четыре месяца лишения свободы за то, что определил, какая именно компания должна победить на торгах по строительству детского сада.
ФАС России вынесла решение по делу, возбужденному ранее в отношении ликвидированной уже Росграницы. Речь шла о сговоре на торгах по проектированию и строительству погранпереходов. По уголовному делу, возбужденному МВД России, уже состоялся ряд обвинительных приговоров, а бывший руководитель Росграницы экстрадирован из Италии и ждет суда.
Процесс привлечения к уголовной ответственности и ответственности за нарушения антимонопольного законодательства долгий и занимает многие месяцы, а иногда годы. Картелями в сфере строительства ФАС занимается давно, и поэтому здесь больше выявленных нарушений и вступивших в силу приговоров судов. По картелям в сфере закупок медикаментов они еще будут.
- Некоторое время назад ФАС проводила «горячие линии» с целью выявить случаи завышения цен на продукты питания. Сохранилась ли эта практика? Что происходит сейчас на этом рынке?
«Горячая линия» продолжает работать, однако обращений значительно уменьшилось. Мы проводим мониторинг оптовых цен на социально-значимые виды продуктов, например, на мясо, рыбу, масло сливочное, молоко, гречку, картофель, капусту, лук, морковь, яблоки. Информацию о результатах мониторинга ежемесячно направляем в Минсельхоз. Если мы видим существенное повышение оптово-отпускных цен (более чем на 5 % по отношению к предыдущему периоду), наши территориальные органы проводят антимонопольные проверки. В этом году наши территориальные органы возбудили 19 дел по признакам нарушения закона «О защите конкуренции» и закона о торговле и оштрафовали нарушителей почти на 15 млн.рублей.
- Вы выступали против национального роуминга. Чего удалось добиться в этом вопросе? Идут ли сотовые операторы на переговоры?
Я убежден, что никакого национального роуминга в нашей стране быть не должно. Граждане России не должны чувствовать разницу в тарифах, путешествуя из одного региона страны в другой. И мы планомерно ведем работу в этом направлении. Сейчас мы завершаем анализ всех межоператорских соглашений. И по его итогам скоро мы проведем совещание со всеми операторами связи, на котором представим свой детальный план ликвидации национального роуминга.
- В одном из интервью «АиФ» вы рассказывали о том, что ФАС будет мониторить стоимость авиабилетов. Удалось ли запустить систему мониторинга? Каковые первые результаты ее работы? Выявлены ли нарушения на этом рынке?
Сейчас разработан прототип системы мониторинга, осуществляется тестовый сбор данных по ценам на авиабилеты экономического класса, параллельно идет мониторинг по отдельным направлениям. Прежде чем такая система мониторинга заработает в полную силу, нам нужно убедиться, что результаты ее сбора объективны и достоверны - это очень серьезная работа.
МУПЫ и ФГУПЫ
- Весной этого года вы заявили, что уровень участия государства в экономике достиг «красной черты» и дальнейшее наращивание доли государства приведет к снижению эффективности экономики. На этом фоне приватизация в России идет крайне медленно. Какими путями, на ваш взгляд должно идти разгосударствление экономики?
Россия сейчас столкнулась с необходимостью в короткие сроки повысить конкурентоспособность своей продукции, а также провести импортозамещение, на который в обычных условиях потребовались бы многие годы.
Роль государства – обеспечить эффективную систему поддержки и контроля предпринимательства. Она должна строиться исключительно на выработке и соблюдении баланса публичных и частных интересов в экономике.
Высокая степень участия государства в экономике - фактор негативного влияния на состояние отдельных отраслей экономики. Зачастую, это тормозит развитие конкурентных отношений на товарных рынках.
Еще одним отрицательным фактором, влияющим на развитие конкуренции, продолжает оставаться значительная доля государственных и муниципальных унитарных предприятий в экономике. Согласно статистике, размещенной на официальном сайте ФНС России, количество унитарных предприятий увеличилось за 3 года более чем в 2 раза (с 11 тыс предприятий в 2013 году, до 23 тыс в 2016г).
Для решения указанных проблем ФАС России разработала Национальный план развития конкуренции на 2017-2018 гг, который 1 декабря был внесен в Правительство. В нем указано, что развитие конкуренции – это приоритетное направление деятельности Президента РФ, Правительства РФ, федеральных и региональных органов власти.
Одним из принципов новой государственной политики должны стать: сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых государством, и отказ от устаревшей и неэффективной организационно-правовой формы юридических лиц (унитарных предприятий).
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Экспресс-новости
- →
- ФАС рассказала о мафии
Экспресс-новости
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат