Финансовая программа президента прозвучала как отчет

Бюджетное послание правительству и Федеральному собранию на 2012–2014 годы Дмитрий Медведев 29 июня в “Горках” читал очень усталым голосом (хотя грозился прочитать его как рэп-новости, которыми его недавно удивило одно СМИ). Таким тоном впору говорить “я устал, я ухожу”. От финпрограммы будущего президента, если бы он решился на второй срок, следовало ждать громких обещаний по всем фронтам. Но послание в основном было отчетом об уже свершенном. 12 пунктов, к которым Медведев свел послание, были либо уже выполнены, либо озвучены…

Поручение о децентрализации власти и большей финансовой самостоятельности регионам было опубликовано накануне, с прошлого года зависло президентское поручение о создании Федеральной контрактной системы в рамках реформировании системы госзакупок. О разгосударствлении бизнеса Медведев говорил еще на Санкт-Петербургском экономическом форуме.

Кстати, комментируя бюджетное послание, помощник президента Аркадий Дворкович отметил, что присутствовавший на оглашении премьер Владимир Путин “также подтвердил, что все поручения, которые были даны, уже исполняются”. Еще бы не исполняются! Путин отмечал, что питерская речь Медведева — это его общая с президентом программа. А значительная часть из прозвучавших идей — совместное творчество правительства и Администрации Президента или вовсе идеи кабмина, не реализованные в силу непопулярности. Как, например, налог на недвижимость, которым планируется заменить налог на имущество, что означает оплату жилья по рыночной стоимости. Правда, Дворкович позже расшифровал, что платить больше будут те, кто владеет большим количеством недвижимости или жильем с большой площадью, а для 90% людей ставка налога не вырастет. И вводиться он будет не разом, а “по мере готовности регионов”, т. е. в тех субъектах, где проведена кадастровая оценка.

Снижение же страховых взносов с 34 до 30%, родившееся в результате долгих переговоров Кремля с Белым домом, по-прежнему ничем не подтверждено, хотя ожидалось, что президент, наконец, ответит на вопрос, за счет чего будут компенсироваться выпадающие из бюджета доходы. Насчет компенсации президент высказался туманно — за счет нефтяных доходов и доходов от приватизации (которыми, к слову, еще надо как-то покрывать социальные обязательства). Главные комментаторы послания были еще более туманны. Кудрин рассчитывает, что за счет приватизации удастся компенсировать порядка 160 млрд. рублей, Дворкович считает, что “не менее половины”, т. е. 200 млрд. рублей. Причем помощник президента при этом отметил, что “какого-то одного источника компенсации в бюджете не будет”. Значит, затыкать дыру в бюджете будут чем придется. И оба говорят о том, что бюджет вновь будет дефицитным: Дворкович даже прогнозирует дефицит на следующий год в пределах 1,5% и не более 3% в последующие годы…

Виктория Приходько

* * *

Предыдущие бюджетные послания Дмитрия Медведева были совсем другими — все более наступательными год от года. Конечно, задания президента правительству и парламенту предварительно согласовывались с адресатами. А зачастую, если речь шла, например, о бюджетных ограничениях, и инициировались тем же Минфином. Но в любом случае медведевские бюджетные послания буквально искрились обязательными к исполнению цифрами. Так, в прошлом году Кремль обязал Белый дом на Краснопресненской набережной уполовинить бюджетный дефицит с почти 6% ВВП в 2009 году до 2,9% к 2014. Как известно, благодаря росту нефтецен это задание уже перевыполнено — в этом году, по прогнозу Алексея Кудрина, при средней цене в $115 за баррель дефицит не превысит и 0,5%. Кроме того, правительству предписали за три года сократить чиновный аппарат на 20%, чтобы сэкономить на этом минимум 33 млрд. рублей в год. Недавно Кудрин отчитывался перед Путиным, как идет процесс. Оказывается, план даже перевыполняется во многих ведомствах. Был также дан приказ начать перевооружение армии. Не случайно ключевым словосочетанием прошлогоднего послания были “вооруженные силы”.

В общем, Медведев демонстрировал подчиненным, кто в доме хозяин, и заодно заставлял отчитываться о проделанной работе по специальной форме. Что облегчало, помимо прочего, контроль.

Вчерашнее Бюджетное послание производит совсем другое впечатление. Цифры, конечно, есть. Например, обещано повысить пенсии в 2012 году в среднем на 11%, а социальные пособия — на 6%. Будет реформировано денежное довольствие военных, также с повышением их пенсий. Но сейчас и бизнес, и наемные работники ждут от властей не столько обещания новых подачек, сколько механизма их реализации. Особенно скандальным выглядит то, что в Бюджетном послании примитивно повторили обещание президента снизить ставку социальных платежей для большей части бизнеса с нынешних 34% до 30%, а для не торгового малого бизнеса — до 20%. Это, безусловно, неплохая инициатива, хотя бизнес, особенно средний, требовал возврата прошлогодней ставки — 26%. Но в правительстве нет единого мнения, как это сделать, не разоряя Пенсионный фонд. Вчера министр финансов Алексей Кудрин оценил выпадающие доходы бюджета из-за этой акции в 400 млрд. рублей в год. Владимир Путин, в свою очередь, публично признался, что не знает, как покрыть такую недостачу. Были надежды, питаемые, во всяком случае, помощником президента Аркадием Дворковичем, что в этом послании правительство получит конкретное задание по поиску недостающих средств. Например, можно было повысить ставки акцизов на алкоголь и табак. Или использовать средства, полученные от масштабной приватизации. Но ничего подобного сделано не было. А ведь весной Медведев поручил правительству найти решение до 1 июня. Оно было провалено.

В общем же в последнем послании практически нет индикативных наказов правительству. А значит, и отчитываться будет не о чем.

Константин Смирнов