Госрегулирование цен на бензин привело к его нехватке
Бензин продолжает исчезать из все большего числа АЗС по всей России. Независимые автозаправочные станции Москвы и области заявили вчера о возможном прекращении работы из-за срыва поставок топлива НПЗ. Правительство тем не менее продолжает держать паузу, ограничиваясь успокаивающими заявлениями и виртуальными угрозами в адрес нефтяников. В Минэнерго, например, вчера провели закрытое совещание совместно с представителями ключевых нефтяных компаний. Конкретные рекомендации станут известны только сегодня. Но еще вчера было ясно, что стрелочников из числа “заговорщиков” из ТЭК найдут и примерно накажут. Однако экспертное сообщество и СМИ еще в феврале предсказывали, что после административного ограничения правительством топливных цен бензин неизбежно через месяц-два окажется дефицитным продуктом.
Вчера председатель совета директоров Московского межрегионального нефтяного союза (ММНС) Юрий Зуев заявил, что госкомпания “Газпром-нефть” уже прекратила продажу независимым АЗС 95-го и 92-го бензина. “На некоторых заправках 95-го бензина уже реально нет”, — сетует Зуев. По его словам, к оптовым точкам продаж, таким как Володарская ЛПДС и Московский НПЗ, выстраиваются тысячные очереди машин, в которых покупатели проводят минимум 5—7 часов. Глава ММНС отметил, что пока независимые операторы реализуют ранее закупленные объемы, вертикально интегрированные компании (ВИНК) обеспечивают топливом только свои сбытовые сети. “Необходимо, — считает Зуев, вмешательство государства или отпускать цены, потому что сейчас все объемы топлива ушли на экспорт”.
Из других регионов также продолжают приходить жалобы на нехватку бензина. Дефицит и рост цен почувствовали автолюбители в Кемеровской области. Как сообщает ООО “Баррель” — владелец 30 областных АЗС, еще в середине апреля заявки на отгрузку нефтепродуктов госкомпаниями сначала урезали на 50%, а затем вообще отменили. В результате с 20 апреля сеть заправок отпускает бензин АИ-92 только по топливным картам и по оптовым контрактам. В “Барреле” отмечают, что если бы продажа в розницу продолжалась, то запасов бензина хватило бы на 6 дней.
Власти пока явно растеряны. Еще в понедельник ФАС открыл 20 дел против крупнейших нефтекомпаний страны, пытаясь обвинить их в картельном сговоре. Впрочем, ранее далеко не все обвинения ФАС были поддержаны арбитражными судами. В результате вместо 30 млрд. рублей выставленных штрафов было подтверждено не более 15 млрд. После же решения Владимира Путина административно ограничить цены на топливо, что, конечно, дало сиюминутный эффект (бензин в среднем подешевел в феврале-марте на 1—2 рубля за литр), стало ясно, что через весьма короткое время страну ждет либо мощный скачок бензиновых цен, либо дефицит, так как рост мировых цен на топливо продолжается. Произошло же и то и другое одновременно. И последствия бензинового кризиса в полной мере не может предсказать никто.
Косвенно февральскую ошибку подтвердил вчера вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. В кулуарах коллегии Федеральной налоговой службы он заявил: “Дефицит бензина в ряде регионов РФ возник из-за плохого реагирования производителей на спрос. Рост акцизов никак не связан с проблемой дефицита бензина. Факторы, которые могли возникнуть в некоторых регионах, исключительно связаны с администрированием и регулированием производителями своей деятельности. Основные факторы изменения цен на бензин не связаны с акцизами, они подчиняются мировым тенденциям, в том числе тенденциям спроса и предложения. Соответственно, под эти тенденции и должны подстраиваться производители, умело и своевременно реагируя на спрос”.
Впрочем, он немного успокоил потребителей: “Когда цена на нефть такая высокая и спрос на мировом рынке полностью не восстановился, а несколько начал притормаживать из-за высоких цен на нефть, никакого дефицита не произойдет”.
Между тем
Корреспонденты “МК” решили своими глазами оценить очереди на НПЗ
Перед въездом на нефтяной завод в Капотне припаркованы десятки бензовозов. Неужели это та самая страшная очередь? Не похоже. Большая часть тяжелых машин не заведена, людей в них нет — очевидно, что этим местом пользуются как стоянкой. Найти водителя, который приехал за очередной партией горючего, удается без проблем.
— Каких-то необычных очередей я здесь не заметил, — говорит шофер. — Действительно, в последние дни к НПЗ стало приезжать больше машин, но их не так много, чтобы создать коллапс.
По словам водителя, основные заторы собираются на Володарской линейно-диспетчерской станции. Многие водители едут в это место, потому что там лучше развита система залива бензовозов, чем на столичном НПЗ. Дефицита горючего нет, но из-за длинных очередей шоферам бензовозов приходится по нескольку часов оформлять все бумаги.
Олег Адамович
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Экспресс-новости
- →
- Рукотворный дефицит
Экспресс-новости
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Рукотворный дефицит
Оригинал
Московский Комсомолец