В целом на первый участок трассы Москва - Санкт-Петербург планируется потратить 51 млрд. рублей. Не многовато ли?

Дорога, соединяющая две российские столицы, пройдет через Химкинский лес. Такое окончательное решение приняли в правительстве. Чуть позже стало известно и об окончательной смете первого, наиболее важного, участка дороги - с 15-го по 58-й км. Как пояснили корреспонденту «КП» в госкомпании «Автодор», которая будет курировать приоритетную стройку, стоимость существующего варианта строительства - 51 млрд. рублей. Проведя несложные арифметические расчеты, эксперты и журналисты округлили глаза. Исходя из расчетов «Автодора», 1 км дороги обойдется стране почти в 1,2 млрд. рублей (или около 30 млн. евро). А значит, 1 метр дороги влетит в 1,2 млн. рублей. Насколько адекватны эти цифры?

- Цена находится в тех пределах, в которых и должны стоить дороги такой сложности, - поясняет Олег Скворцов, заслуженный строитель РФ, глава Общественного совета Федерального дорожного агентства. - Во-первых, это будет 10-полосная дорога со множеством эстакад. Во-вторых, в Подмосковье и земля дорогая, и подготовительные работы (вынос коммуникаций и так далее) будут стоить немало. Но точную оценку на глаз сделать невозможно. Как нельзя отрицать и тот факт, что у нас воруют и, скорее всего, воруют больше, чем в других странах.

По данным РосдорНИИ, средняя стоимость строительства одного километра многополосной автомагистрали составляет в Германии 10,9 млн. евро, в Норвегии - 13,47 млн. евро, а в Швеции - 14,72 млн. евро. Другими словами, это примерно в 2 - 3 раза дешевле, чем в России. Хотя, как признают те же эксперты, и стройматериалы, и рабочая сила в России стоят гораздо дешевле, чем в Европе. Но, несмотря на это, даже в горной Швейцарии 1 км дороги стоит около 28 млн. евро.

Правда, другие эксперты указывают на то, что в Европе несколько иначе оценивают затраты - например, в цену «европейского километра» дороги не включают стоимость земли, которую приходится выкупать при возведении трассы.

Евгений БЕЛЯКОВ