На прошлой неделе в Белом доме с треском провалились два важных совещания, на которых обсуждалось сокращение бюджетного дефицита на 2011 год. Казне явно не хватает доходов. Скорее всего бюджетникам по-тихому затянут пояса.
Оба совещания, посвященные финансированию федеральных целевых программ (ФЦП) и основным направлениям налоговой политики, проходившие под председательством премьера РФ Владимира Путина, не приняли никаких решений, что само по себе достаточно скандально. Вернее, решение все-таки было - одно на два совещания - перенести обсуждение проблем на середину апреля. Официальных комментариев столь странного итога от участников тоже не последовало. Зато появились многочисленные утечки в СМИ от “неназванных, но высокопоставленных источников”.
Суть утечек одна: на обоих совещаниях состоялась весьма жаркая и жесткая дискуссия. Камнем преткновения стало сокращение бюджетного дефицита на 2011 год. “Бюджет никак не балансируется на несколько процентных пунктов ВВП. В 4% пока никак не укладываемся, где-то на 1,0- 1,5%. Даже если брать самый-самый жесткий вариант, который предлагает Кудрин, но который пока даже никто не рассматривает всерьез, все равно не вписываемся где-то на 0,5%”, - передает слова одного из участников совещаний Рейтер.
Трехлетний тупик
Если бюджет “не балансируется”, то выходов несколько. Для начала бюджетный дефицит можно просто увеличить. Однако этому мешает Бюджетный кодекс. Согласно ему бюджет в России не одногодичный, а трехлетний. Это правило было нарушено в 2009 году из-за кризиса, причем поправки в Бюджетный кодекс пришлось принимать задним числом, что само по себе беспрецедентно.
Однако тогда власть говорила, что это был форс-мажор, исключительный и единичный случай. И бюджет-2010 действительно приняли как трехлетний. Но не полностью: на 2011- 2012 годы были утверждены основные параметры, без постатейного расписывания расходов и доходов. В частности, было утверждено сокращение бюджетного дефицита с нынешних 6,8% до 4% в 2011 году. Бюджет же на 2011- 2013 годы предполагалось принимать как полноценно трехлетний, с полным расписыванием статей.
Собственно, именно с этого Владимир Путин и начал совещание 10 марта. “Фактически сегодняшнее совещание открывает новый бюджетный процесс, в рамках которого будет сформирован бюджет на 2011 год. Теперь, когда ситуация стабилизируется, решения по разработке бюджета вновь будут приниматься в плановом порядке. Бюджет на 2011- 2013 годы вновь станет трехлетним, чтобы решать задачи долгосрочного развития”, - заявил премьер-министр РФ.
Однако бюджет-2011 “не балансируется”. И если дефицит в 2011 году все-таки придется увеличить с планируемых 4% до 4,5%- 5,5%, то это будет не только прямым нарушением Бюджетного кодекса, но и нарушением обещания премьер- министра Владимира Путина. Иначе говоря, российская власть сядет в лужу.
Если же бюджетный дефицит не увеличивать, то остается либо поднять налоги, либо сокращать расходы, либо увеличивать внешний долг. Но налоги и так подняты - замена ЕСН страховыми взносами уже нанесла серьезный удар по бизнесу. Дальнейшее увеличение налогового бремени при существующей стагнации производства грозит сваливанием российской экономики в глубокую, многолетнюю рецессию. Разумеется, власть этого не хочет.
Увеличение внешнего долга - тоже не выход. Россия по праву гордится тем, что за 10 лет сумела избавиться от этого бремени. Вероятно, какую-то сумму на внешних рынках занять все же придется. Так, 1 марта вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин подтвердил, что “Россия после 2010 года будет занимать на внешних рынках около $10 млрд. ежегодно”. А глава представительства Всемирного банка в России и СНГ Клаус Роланд сообщил, что “Министерство финансов РФ и Всемирный банк приступили к переговорам о выделении России кредита в 2010 году”.
Проблема, однако, в том, что $10 млрд. - это около 300 млрд. руб. А 1- 1,5% ВВП, на которые “не балансируется” бюджет-2011, - это 430- 650 млрд. руб. И где взять недостающие 130- 350 млрд. руб.?
Доктор велел - резать
Остается самый непопулярный для населения путь - секвестр, то есть сокращение расходов. И “доктор” Кудрин уже велел - резать. На совещании 9 марта Минфин предложил сократить финансирование многих ФЦП наполовину, а некоторых - даже в 4 раза. Ряд ФЦП предполагается вообще закрыть.
Что это означает для простого бюджетника? Несколько примеров: в школах города Москвы прекратили оплачивать краткосрочные больничные. То есть если человек не лежал в больнице, а, скажем, провалялся с гриппом дома неделю, ему предлагается написать заявление об отпуске за свой счет. Либо идти судиться. Основание: экономия бюджетных средств, устный приказ. Если будет объявлен секвестр бюджета, такая практика может быть узаконена.
Еще пример: недавно сотрудники одного из оборонных заводов (100% принадлежит государству) с удивлением обнаружили в зарплатных ведомостях половину обычной (не такой уж и большой) суммы. Основание: длинные новогодние праздники оплачиваться не будут ради экономии бюджетных средств. Также по устному приказу. И с намеком, что ждут секвестра. На другом похожем заводе (правда, там доля государства не 100%, а 75%) ради экономии бюджетных средств “зависла” согласованная в 2009 году во всех инстанциях покупка оборудования. Основание: государству сейчас не до инвестиций. В других бюджетных отраслях, в частности в больницах, вспомнили о том, о чем успели забыть с 1998 года, - о задержках зарплат. Пока на 2 недели, но грядущим секвестром бюджета пугают и тут.
Тем не менее пока секвестр не объявлен ни на 2010, ни на 2011 годы. Видимо, государство надеется на дополнительные нефтяные доходы бюджета. Действительно, в бюджете-2010 заложена цена на нефть в $60 за баррель, а текущие цены находятся в коридоре $70- 80 за баррель. Поскольку доля нефтегазовых доходов в общих доходах бюджета составляет около 46%, то повышение среднегодовой цены на нефть на $1 за баррель дает прибавку доходов примерно в 35 млрд. руб. В середине апреля (когда будет приниматься решение о секвестровании) с дополнительными нефтяными доходами бюджета наступит некоторая ясность.
Есть и еще один аспект - политический. 2011 год является предвыборным, и допускать секвестр бюджета в такой момент для власти невыгодно. Поэтому секвестр может быть не объявленным, но “ползучим” - в духе приведенных выше примеров. Тогда можно и бюджет сэкономить, и возможные протесты списать на перегибы на местах.
МК.РУ - Андрей Щеткин
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Экспресс-новости
- →
- Серпом по бюджету
Экспресс-новости
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат