Наверное, никого не удивляет тот факт, что один ребенок готов часами смотреть на поплавок удочки, а другой и пяти минут не может усидеть на одном месте.

Все дети разные, благодаря индивидуальному устройству нервной системы, точнее, темпераменту. Так почему же, отправив ребенка в школу, вы требуете, чтобы он стал иллюстрацией к идеальному ученику?

Чтобы понять, как помочь вашему ребенку успешно учиться, надо учитывать особенности его темперамента. Однако, помните – темперамент не воспитывается, а лишь корректируется, т.к. это врожденное качество. Оно определяется силой и скоростью нервных реакций возбуждения и торможения. Т.е., импульсивный малыш или ребенок-тугодум такой не назло вам и не потому, что его не кормили грудью, это своеобразие проявлений психики. Темперамент не оказывает влияния на способности, возможности, интересы или принципы ребенка, он проявляется лишь в поведении, поступках и реакциях.

Среди детей практически не встречается «чистых» типов (абсолютного холерика, сангвиника, флегматика или меланхолика), всегда есть преобладание каких-то черт, по которым можно условно определить тип темперамента.

Ребенок - Холерик

Неугомонный ребенок, обидчив, импульсивен, агрессивен и вспыльчив. Нередко диагноз «гиперактивность» ставят именно маленьким холерикам. Ему трудно усидеть на месте, а 40 минут урока – просто наказание какое-то! В его дневнике всегда красным-красно от замечаний учителей: «выкрикивает с места», «бегал по партам», «невнимателен на уроке» и т.д. Холерику трудно сосредоточится и удержать свое внимание. Зато он схватывает на лету, быстро соображает и стремится во всем быть первым.

Что делать: избыток энергии и агрессии гасить на футбольном поле, корте или в бассейне. Тренировать произвольное внимание и усидчивость помогут настольные игры, конструирование, лепка и рисование. Правда, эти тихие забавы смогут занять его максимум на 15 минут. Но в этом деле главное – регулярность.

Ребенок - Флегматик

Спокойный, невозмутимый ребенок. Рассудителен. Типичный «тугодум», все делает медленно. Трудно вызвать проявление сильных эмоций. Основательно берется за дело, очень работоспособен. На уроках его обычно подгоняют. Малыш с трудом переключается с одной деятельности на другую. Все задания на скорость реакции – не для него.

Что делать: тоже отдать на спорт – любые командные игры, танцы, восточные единоборства немного растормошат ребенка и научат быть гибче.

Ребенок - Сангвиник

Легкий в общении, необидчивый и веселый ребенок. Любит общаться, у него всегда много друзей, оптимист. В учебе не хватает упорства, все, что не получается, малыш отказывается делать. Это те дети, которые ходят в «драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота...» и бросают их при первых же трудностях. Многое не доводят до конца – интерес быстро загорается и быстро потухает.

Что делать: нужны любые игры и занятия, которые приводят к достаточно быстрому и видимому результату – конструктор, собирание бус, небольшая вышивка, рисование, аппликация. Если ребенок выбрал какой-то кружок или секцию, поощряйте его, подогревайте его интерес к занятиям.

Ребенок - Меланхолик

Тихий, робкий ребенок. Часто одинок, не умеет дружить и общаться с другими детьми. Трудно вливается в коллектив. Обидчив и впечатлителен. Погружен в себя, тревожен, стеснителен. На уроках не любит отвечать у доски, теряется и забывает слова от волнения. Гораздо лучше удаются письменные работы.

Что делать: и снова спорт – меланхолику подойдут командные игры, соревновательные эстафеты, чтобы ребенок поверил в себя, научился преодолевать стеснение и общаться с членами своей команды. Уверенность в себе придадут и занятия в театральном кружке, ребенок преодолеет волнение и перестанет бояться публичных выступлений.

Узнав своего ребенка в наших описаниях, обязательно поговорите с учителем малыша (естественно, тет-а-тет). Зная больше об ученике, педагог сможет выстроить с ним правильные отношения и скорректировать негативные проявления темперамента ребенка.

Автор: Елена Андреева