Последнее «вольное» лето перед школой дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги усиливаются, делая воспитательные потуги взрослых судорожно – хаотическими.

Лето – долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу первого класса. Лучше убедитесь в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью, чтобы учиться в школе.

Что такое школьная зрелость (или психологическая готовность к школе)? Традиционно выделяют три ее аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный

Интеллектуальный

Об интеллектуальной зрелости 6 – 7 летних детей говорит умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, развитие тонких движений руки и их координации.

Эмоциональная зрелость

Эмоциональная зрелость проявляется ослаблением непосредственных реакций ребенка на события и умением длительное время выполнять не очень привлекательную (не интересную для малыша) работу.

Социальная зрелость

Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских сообществ, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.

За основу к готовности к школе принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.

Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Скорее всего, нет. Дело в том, что путь развития каждого человека индивидуален. Кто – то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто – то наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый их них научится читать и считать, и вероятно, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность к обучению.

Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. И для того, чтобы самим оценить подготовленность своего ребенка к школе, можно воспользоваться ниже приведенным несложным тестом.

Тест:

1. Хочет ли ваш ребенок ходить в школу?

2. Привлекает ли ребенка то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?

3. Может ли ваш ребенок, заниматься самостоятельно каким - либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут? (собирать конструктор, рисовать)

4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы?

6. Может ли ваш ребенок наизусть рассказать несколько рассказов?

7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?

9. Умеет ли он считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

12. Может ли он собрать разрезанную картинку за одну минуту?

13. Знает ли названия диких и домашних животных?

14. Может ли он обобщить понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидор, морковь, лук)?

15. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы текста. Если оно составляет:

12 – 15: можно считать, что ребенок готов к школе

9 – 11: вы неправильном пути, малыш многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий

Меньше 9: почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Автор: Саватеева Марина