Иногда на родителей старшеклассников снисходит вдохновение, и они решают проверить у своих высокорослых деток уроки. Хочется увидеть не только наличие записи «что задано», но и понять, как это сделано (решено, написано, выучено). Начинаем примерно так же, как в начальной школе, когда наши познания все-таки превосходили знания детей. Было понятно, как несколькими способами разделить 90 на 15 или как и куда поставить ударение в словах.

Хватает нас, как правило, ровно на величину порыва. Т.е. захотелось-то сильно, но препятствия в виде горы знаний, что уже постиг наш домашний отрок, значительно больше, чем мы могли себе это представить. И что делать? Пусть не каждый день, но хотя бы изредка надо как-то контролировать, проверять, держать, так сказать, руку на пульсе поглощаемых ребенком знаний, потому как и ЕГЭ не за горами, и поступать надо (ох…).

Подобное мероприятие я решила провести со старшим сыном в эти выходные. 10-й физико-математический класс меня давно напугал, и я как-то особо и не пыталась влезть в дебри такого глубокого направления. Меня, гуманитария, иногда, но не всегда, еще хватает на его литературу и историю. Вход же на алгебру и геометрию, вкупе с физикой, биологией (отдельный разговор) и химией, был закрыт уже класса с 8-го. Информатика в старших классах – просто чужеземный лес. С дебрями и тайнами. Но раз уж оно – родительское вдохновение – нашло на меня, то некуда деваться. Мама смело пошла на амбразуру из функции, экстремума и монотонности (вот какие слова запомнила!).

Задали ему теоретический материал по алгебре. Это бывает очень редко, в основном задания письменные. Я «споймала» момент и объявила отпрыску, что «сегодня буду проверять его уроки». Подумалось, что раз теория, то возьму учебник и буду просто по нему проверять определения и что-то там понятным языком написанное. Вдохновение сильно смеялось надо мной в этот момент, о чем я, втайне от всех хоть и догадывалась, но не призналась бы никому, даже самой себе.

Сын удивился – с чего бы это я вдруг, да проверять, да алгебру, сказал «ха-ха, ну попробуй» и учебник мне дал. Даже показал параграфы – аж три штуки. Открыла учебник, нашла заданное. Пока шла акклиматизация к материалу, т.е. беглый просмотр правил, определений и решений заданий, думалось только одно: «Зачем я это открыла и вообще затеяла?» Сидела бы спокохонько и готовила обед, а дитё как-то само по себе – ну как обычно – делало бы уроки.

Вообще – здорово, интересно. Даже завидно. Материала много, написано просто – даже с первого прочтения становится понятным. Мы ведь тоже учили алгебру, пусть и вспоминается это с большим трудом. Хотя слова «экстремум» и «монотонность» меня очень обрадовали. Потому как – было, решали, что-то там делали. Но это только несколько слов. Все остальное – решения, графики… Я побоялась, что у меня просто заболит голова, решила по-быстрому изобразить из себя умную и попробовать хоть что-нибудь проверить.

Вот кабы ребенок начал отвечать словами из учебника, я бы могла с ним поговорить. Вернее, говорил бы он, а я бы сверяла по учебнику. Но дитё рассказывало все, что он знает про функцию. Ему-то это на самом деле давно знакомо и искренне нравится! И начало с концом у него все равно с учебником совпадали. А середину своими словами рассказывал. К тому же половину слов я вообще не понимала.

Я потыкалась еще в несколько определений, спросила: «А решения заданий ты читал?», и получив утвердительный ответ, отстала от ребенка.

Ребенок ушел, а мама задумалась. Как проверять выполнение уроков в старших классах? И означает ли контроль – проверку не только наличия, но и качества выполнения домашних задний? И кому это надо больше – детям для достижения результата, или родителям – в принципе, с той же целью?

Не могу отвечать за всех старшеклассников, но наблюдаю несколько способов выполнения домашних заданий. Качество и результат соответствуют затраченным усилиям и умению выкручиваться.

Сидим, занимаемся в поте лица, стараемся, честно, регулярно. Что-то дается быстро, что-то заставляет поработать. Но в целом делается все, что успевает быть сделанным. Абсолютный результат выполнения всего заданного есть, как мне кажется, только в теории или в родительских мечтах. У сына в классе так уроки делают 1/6 часть деток (5 человек).

Делаем то, что полегче, остальное – групповым методом «В контакте», по электронке и т.п. Но делается тоже почти все.

Делается что-то и иногда. Остальное – утром за счет более усидчивых одноклассников. Чревато периодическим отключением «нефтепровода», т.к. даже отличники могут или не все сделать, или просто не дать списать.

Не делается ничего. Выкручивается за счет утреннего (или на перемене) списывания или просто за счет собственной памяти и общей эрудированности.

Особенности процесса у всех детей индивидуальны, к тому же что-то дается проще, что-то сложнее, а на что-то совсем махнули рукой. В старших классах детки в большинстве своем уже определились с профилем обучения. Хотя бы на гуманитарный и естественно-научный условно разделились. Есть и более узкий профиль обучения – математика с физикой, биология с химией, информатика, языки, да много чего можно найти, с фантазией все хорошо. Соответственно, программы и их наполнение в виде учебного материала выше среднего. И несравнимо с тем, что учили мы в свое время.

Как проверять выполнение уроков в таких классах, да еще по профильным предметам? Можно, конечно, поговорить с учителем. А самим-то как?

Автор статьи: Ольга Бахтина