Вопрос о взносах очень волнует каждого родителя, поскольку с ним сталкивается сейчас практически каждая семья уже начиная с детского садика. Давайте попробуем вместе подумать. Не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Официальная точка зрения такова: министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко считает, что администрация школ не имеет права требовать от родителей учащихся деньги на установку пластиковых окон или покупку телевизора. Такая благотворительность, по его словам, должна быть добровольной.

«Плата в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (в частности, в общеобразовательных школах) взимается за оказание дополнительных образовательных услуг в соответствии с договором, заключенным между образовательным учреждением и родителями», – отметил министр. «Остальные выплаты относятся к благотворительной помощи, которая оказывается учреждению родителями только на добровольной основе», – добавил он.

В пункте 8 статьи 41 закона РФ «Об образовании» сказано, что образовательное учреждение вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц в порядке, установленном законодательством РФ. Он подчеркнул, что образовательные услуги в государственных и муниципальных образовательных учреждениях предоставляются бесплатно, сообщает РИА Новости.

Однако родители и дети пишут, что ситуация вовсе не такая.

«У нас в школе перед новым годом потребовали сдать по 2 тысячи. Дескать, учительница очень расстроена, что родители до сих пор не отремонтировали класс (я не ехидничаю, так сказала мама из родительского комитета, которая собирала деньги). Из этих 2 тысяч 600 рублей ушло на подарок ребёнку и поездку в театр, остальное – на ремонт класса и подарок учительнице.

Конечно, деньги все сдали добровольно, но попробуй не сдай, когда ребёнка начнет третировать учительница, высказывая ему, что, дескать, что ж у вас за семья такая, что вы на ремонт класса сдать не можете... Я ещё раз подчёркиваю, что с родителями она, конечно, так не разговаривает, а ребёнку может наговорить всё, что угодно. Вот как быть в такой ситуации – непонятно. Можно, конечно, принципиально не сдавать деньги, но в конечном итоге учительница отыграется на ребёнке. И её абсолютно не волнует, что ребёнок-то здесь как раз совершенно ни при чём».

«Мы еще не успели пойти в первый класс, а с родителей уже слупили по 800 рублей на ремонт класса. В классе 23 человека – это первая смена, и вторая смена третий класс – только не знаю, сдавали они деньги или нет. В результате класс подбелили, подкрасили, помыли, причем сами же родители, и – хоть ты за уши притягивай, ну не соответствует сумма результатам проделанных работ, на эти деньги можно весь этаж подкрасить и подбелить».

И таких примеров очень много.

Все просьбы (требованиями они не могут быть по сути) образовательных учреждений можно разделить на три категории:

1. Добровольные денежные взносы;

2. Непосредственная помощь родителей (в ремонте, мытье окон, сопровождении на экскурсиях детей, участии в субботниках и прочее);

3. Помощь учащихся (уборка класса, территории, дежурства по школе).

Говоря про денежные сборы, необходимо отметить, что они только добровольные, и не нужно бояться отказать, особенно, когда вы явно сомневаетесь, что вам и вашему ребенку это нужно. Но обязательно постарайтесь вникнуть в суть вопроса, зачем и на что пойдут эти деньги.

Школы сейчас переходят на самоокупаемость, и есть реальная необходимость в сборе денег с родителей (ведь ваш ребенок там учится), например, на охрану или экскурсии. Все денежные потоки можно проследить, если ходить на родительские собрания и посещать родительский комитет. Многие не ходят, не знают, на что тратятся деньги, но голословно заявляют, что это деньги для директора и учителей. Вы имеете полное право контролировать сбор денег и их расход.

Администрации школы, если она адекватная, и самой просить денег очень не хочется, только необходимость заставляет. Отличить левые поборы от реально необходимых вы как разумные родители обязательно сможете. И если вас пытаются обмануть, то всегда можно написать жалобу с целью проверки данного учреждения, например, в прокуратуру. И не бойтесь за своих детей. Если из-за этого возникнет конфликт, то поменять такое учебное заведение лучше и для вас, и для ребенка.

При сегодняшнем финансировании школ, к сожалению, избежать сбора родительских денег практически невозможно.

В результате дети лишатся экскурсий (в Санкт-Петербурге напуганное проверками начальство запретило учителям собирать деньги и – из 30 человек лишь трое были в Эрмитаже, не говоря уж о театрах…), получения полноценного образования в комфортных условиях (состояние туалетов и аудиторий просто страшное).

«У нас тоже поборы в школе, да и где их нет? У нас учитель не требует никаких денег. Учет денег ведет родительский комитет, ремонт класса был произведен за счет денег родителей. С тех людей, которые отказываются платить, денег не требуют, и на детях никак не отражается в нашем классе. Спасибо учителю», – пример одного из положительных отзывов родителей в сложившихся условиях.

Помощь родителей в жизни школы трудно недооценивать. Совместный с классом поход или уборка пришкольной территории покажет вам вашего ребенка в другом ракурсе. Дети очень счастливы, когда родители им уделяют больше внимания. Эта помощь – дело добровольное.

Школьные дежурства не только помогают поддерживать чистоту, но и просто учат детей трудиться. Только самостоятельно убрав за собой мусор, дети не будут снова бросать его, а помыв исчерченную парту, снова чертить на ней. Только кому-то это достаточно сделать один раз, а кому-то гораздо больше. Здесь главное – контролировать, чтобы правила действовали для всех детей одинаково, это зависит от учителя.

Поэтому заранее с классным руководителем стоит обговорить график дежурств, и можно смело планировать разные дополнительные занятия.

Родители – это тоже работа, непрерывная и тяжелая, поэтому переложить ее всю на школу или детский садик не получится. И для благополучия ребенка все виды помощи образовательным учреждениям в разумном виде нужно оказывать. Однако золотая середина должна быть во всем.

Если учитель просит родителей купить ей на день рождения телевизор – это ненормально. Купить обогреватель в группу ребенка – это другое дело. Постирать раз в год шторы класса – разумно, а вот месяц ходить мыть полы в классе явно нецелесообразно. Один раз в месяц ребенку подежурить вполне приемлемо, а при большей частоте стоит задуматься, все ли в порядке?

Итак, бесплатного качественного образования, не требующего вмешательства со стороны родителей, скажем честно, – нет. Поэтому разумно нужно подходить ко всем просьбам образовательных учреждений, не забывая, прежде всего, о своем ребенке.

Автор: Ольга Князева