Большинство неприятностей в классе происходит от шумных детей. За ними нужен глаз да глаз. Учитель постоянно обращает на них внимание, вызывает родителей, делает замечания. Но ведут себя эти ученики так не из вредности, а просто такими уродились. Как и тихони с вечно потупленным взглядом. Хлопот от них почти никаких, а вот проблем - не меньше, чем у шалунов.

Анюта - ей 8 лет - радует родителей и педагогов своей активностью. Она мгновенно готова ответить на любой вопрос учителя (хотя зачастую и неправильно). На прогулку Аня одевается быстрее всех ребят на продленке. В столовую прибегает самой первой из класса. Задания учителя на уроке выполняет моментально (правда, часто - с ошибками и неаккуратно). Так может, Аня - идеальный ребенок? Нет. И учитель, и родители устают от ее чрезмерной (на их взгляд) активности. Да и дети тоже недовольны: и в игре, и в учебе Аня подчас не дает им возможности высказать свое мнение, сделать по-своему.

Дима (ему тоже 8 лет) - одноклассник Анюты - и дома, и в школе предпочитает не привлекать к себе внимания. Он - тихий и послушный мальчик, старающийся выполнить все требования родителей и педагогов. И казалось бы, достаточно "удобный" для взрослых. Но почему-то и мама, и учительница недовольны ребенком. А папа всякий раз просто доходит до исступления, помогая сыну делать уроки. Дима, по мнению взрослых, специально, назло их дразнит: делает все, даже то, что умеет прекрасно, чрезвычайно медленно. А в классе, даже если он знает урок "назубок", в ответ на вопрос учителя просто молчит.

Специалисты утверждают, что таких детей, как Аня, - "шустриков" - примерно 20-25%. А сколько таких, как Дима? Оказывается, тоже около 20-25%. Как правило, на прием к психологу чаще всего обращаются по поводу "реактивных", сверхподвижных детей. Почему? Вероятно, такие дети, как Дима (их часто называют "мямлики"), все же доставляют нам, взрослым, гораздо меньше беспокойства. Однако самим детям, и не только "шустрикам", но и "мямликам", довольно сложно адаптироваться к реальной действительности, к предъявляемым им требованиям.

Зачастую взрослые расценивают поведение таких детей (особенно чрезмерно активных) как нарушение нормы, как следствие неправильного воспитания. Однако поведенческие проявления как "шустриков", так и "мямликов" свидетельствуют прежде всего о физиологических особенностях ребенка. Они, как правило (если "остаются за кадром"), не учитываются родителями и педагогами, могут стать причиной и школьной неуспеваемости, и нарушения взаимоотношений ребенка с родителями, учителями и сверстниками.

"Шустрики", или вечно неугомонные мальчики и девочки (Г.Монина, 2005)

Очень часто такие дети, посещая детский сад, вызывают не только нарекания воспитателей, но и их симпатию, поскольку всегда активны, быстро справляются с порученной работой, помогают тем, кто делает все (одевается, наклеивает аппликацию, убирает игрушки) медленно. Опытные педагоги стараются нагрузить такого ребенка полезной работой, чтобы его энергия не стала разрушительной. Если же по какой-либо причине отношения ребенка с воспитателем носят напряженный характер, маленький "шустрик" в течение дня, проведенного в детском саду, получает не один десяток замечаний. Иногда он на них реагирует агрессивно, а иногда просто перестает замечать.

Однако, когда приходит пора готовить такого ребенка к школе, возникают проблемы: оказывается, что он просто не в состоянии сидеть, как другие дети, за партой, ждать своей очереди, чтобы ответить на вопрос учителя, а по вечерам родители не могут уговорить его выполнять учебные задания. Потому что он в это время хочет играть, бегать, кричать. И если отчаявшиеся родители наказывают его и ставят в угол, то даже там он умудряется кривляться и двигаться.

Движение, необходимое всем детям, ему нужно вдвойне: за целый день ограничений ребенок устает, и ему нужна разрядка. Он не виноват, что мама и папа тоже устали и им трудно выносить шум и беготню. Чтобы удовлетворить потребности и одной, и другой стороны, желательно дать ребенку какое-то задание, в процессе выполнения которого он сможет реализовать потребность в движении и ощутит себя полезным членом семьи.

Если же родители во что бы то ни стало будут требовать от ребенка многочасового просиживания за уроками, скорее всего со временем произойдет срыв, поскольку физиологически ребенок не может выдержать такой нагрузки. К тому же вряд ли к моменту поступления в школу у него сохранится желание учиться.

Конечно, волевые качества ребенка необходимо развивать, но делать это надо постепенно, учитывая его реальные возможности. И желательно такого "реактивного" ребенка не отдавать в школу раньше времени. А уж если родители все же решили определить его в первый класс, то программу обучения лучше выбрать традиционную, без дополнительной нагрузки. Тогда маленький школьник получит возможность в течение нескольких месяцев, а может быть, и всего первого учебного года адаптироваться к новым условиям. Ведь главное для него - не получение непомерно большого количества учебной информации, а обучение приемам регуляции своего поведения, конструктивным способам общения с учителем и со сверстниками.

Если интеллектуальная и физиологическая нагрузка в начальной школе будет соответствовать возможностям ребенка, то уже к концу начальной школы (а может, и раньше) он научится управлять своим поведением, и его дальнейшая школьная жизнь будет протекать довольно спокойно. Но если в течение первых лет обучения ребенок не получит возможности компенсировать особенности развития, то скорее всего пополнит ряды неуспевающих.

Родителям такого "шустрика" прежде всего необходимо проконсультироваться у специалистов (у невропатолога) и выяснить, с чем связана его повышенная активность. И если, по мнению врача, ребенок не нуждается в наблюдении медиков, родителям надо постараться в процессе общения с сыном или дочкой не усугублять особенностей его поведения, а выполняя некоторые рекомендации психолога, помочь ребенку.

К сожалению, зачастую педагоги и родители обращают на них внимание, только если, не выдержав неблагоприятных для них условий школьного "конвейера", такие дети попадают к врачу с диагнозом "невроз".

При поступлении в первый класс медлительные дети, как правило, показывают достаточный уровень готовности к школе, уровень их общего психического развития соответствует возрастным нормам, но, приступив непосредственно к обучению, они иногда уже в первые месяцы "вдруг" проявляют "незрелость", неготовность учиться.

Происходит это в связи с тем, что они, не успевая за учителем, выполняют только часть заданий в классе. Дома же они по нескольку часов делают уроки, лишая себя тем самым прогулки и отдыха. Все это приводит к тому, что утомление одного дня накладывается на утомление второго, третьего, и вот оно уже превращается в переутомление, для компенсации которого требуется достаточно длительный период. А его, к несчастью, медлительному ребенку катастрофически не хватает. И в школе, и дома он слышит от взрослых: "быстрее", "скорее", "поторопись".

Стремясь быть "хорошим" (старший дошкольник), соответствовать новому статусу "ученика" (младший школьник), не вызвать насмешек сверстников (подросток), медлительный ребенок изо дня в день находится в состоянии стресса, что не может не повлиять и на усвоение учебного материала (снижаются показатели памяти, внимания), и на психологический климат в семье (особенно если родители ребенка относятся к категории активных, деятельных людей).

Следствием же подобных перегрузок нервной системы могут стать не только неврозы, но и расстройства сна, снижение работоспособности, повышение артериального давления, заболевания сердца и многие другие неприятности. А зачастую к ним добавляются личностные и поведенческие особенности таких детей: многие из них становятся малообщительными, замкнутыми.

В чем же причина "несчастий" медлительных и реактивных детей, "шустриков" и "мямликов"? Почему они такие "особенные"? Как мы, взрослые (педагоги и родители), можем им помочь?

Медлительность, как и чрезмерная активность, имеет физиологические причины (скорость протекания нервных процессов). И понимание того, что наши "шустрики" и "мямлики" ведут себя свойственным им образом не потому, что хотят сделать нам назло, а вследствие своих физиологических особенностей, позволяет продумать и реализовать определенный подход в воспитании и обучении таких детей.

- Постарайтесь поддерживать режим дня ребенка, чтобы не допускать излишнего перевозбуждения. Для выполнения домашних заданий лучше отвести определенное время.

- После школы (детского сада) желательно погулять с ребенком, прежде чем усаживать его за уроки.

- Перед сном постарайтесь исключить просмотр телевизионных передач. Лучше всего совершить спокойную получасовую прогулку с ребенком.

- Поручайте ребенку полезные дела. Причем самым эффективным станет совместный труд родителей и ребенка.

- Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности и ответственности, доверяя ему пока только те дела, которые он действительно может выполнить.

- Фиксируйте внимание ребенка на том, что, делая что-то медленно, он допускает гораздо меньше промахов и ошибок.

- Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам справился со своей торопливостью.

- Не старайтесь "переделывать" ребенка только потому, что он не такой, как вы.

Старайтесь не наказывать ребенка, ставя его в угол или лишая возможности двигаться (сидение на диване, на стуле).

- Прежде всего понаблюдайте за ребенком и проанализируйте ситуацию. Может быть, он вовсе не относится к категории медлительных детей, а просто темп его деятельности не совпадает с вашим собственным. Тогда постарайтесь сами чуть медленнее давать информацию и выполнять работу в присутствии ребенка.

- Постарайтесь выяснить, по какой причине ребенок медлит с выполнением задания: может, он просто не понял или не расслышал вашу инструкцию. Чтобы убедиться в этом, попросите ребенка повторить условия выполнения задания вслух.

- Постарайтесь не упрекать ребенка за то, что он копается, так как это приведет только к замедлению темпа выполнения задания. Особенно важно не подвергать ребенка наказаниям за медлительность в присутствии других детей.

- Соблюдайте четкий режим дня, тогда медлительный ребенок, склонный к стереотипам, будет чувствовать себя гораздо увереннее.

- Обсуждайте с ребенком его планы на день. И если он планирует для себя что-то интересное (посмотреть мультик, поиграть с другом, пойти на кружок), спросите, нужна ли ему помощь в организации пространства и времени.

- Помогите ребенку составить список дел на день и по мере их выполнения вычеркивать уже сделанное.

- Воздержитесь от резкого ограничения времени на выполнение того или иного задания, но постепенно приучайте его самого контролировать время. Только очень важно для создания атмосферы успешности назначать реальные сроки окончания той или иной работы. Чтобы ребенка мотивировать на самостоятельность и ответственное выполнение и контроль за выполнением заданий, купите песочные часы, пользование которыми наверняка понравится ему.

- Если у вас запланировано какое-то мероприятие (поход в театр, за покупками, в парк), дайте ребенку чуть больше времени, чем обычно, отправьте его одеваться на 5-7 минут раньше.

- Каждый раз в случае успешной и вовремя выполненной работы похвалите ребенка и обязательно спросите, что помогло ему добиться успеха. Это необходимо для выявления индивидуального способа деятельности ребенка.

Самая же главная рекомендация взрослым при взаимодействии с такими "неудобными", но такими замечательными детьми - примите их такими, какие они есть, не старайтесь переделать их.

С уважением, Мария Демина

При подготовке выпуска использованы материалы статьи Г. Мониной "Шустрики" и "мямлики" в школе и дома. Как работать с непоседливыми и медлительными детьми. Газета "Первое сентября", Изд. дом "Первое сентября", N 74/2005