В необходимости изучения иностранных языков сегодня ни у кого нет сомнений. Знание иностранного языка позволяет нам чувствовать себя уверенно во время отдыха и проживания за границей, в процессе общения по Интернету, в ходе деловых переговоров с иностранными партнёрами.

Другой вопрос, в каком возрасте ребёнку лучше начинать осваивать иностранный язык и каким образом. Если речь не идёт о двуязычной семье, ответ на этот вопрос будет зависеть в большей степени от родителей, поскольку здесь важен исключительно индивидуальный подход.

Существуют различные точки зрения относительно этой проблемы. Один из предлагаемых путей — обучение иностранному языку параллельно с изучением родного.

На начальной стадии освоения языка ребёнок максимально открыт к восприятию любого материала. Он готов быстро впитывать всё, что видит и слышит. Считается, что до пяти лет дети обладают лингвистической гениальностью и способны запоминать до 20–30 новых слов за день.

Но здесь есть свои «подводные камни». Дело в том, что любой язык имеет присущие только ему ярко выраженные звуковые особенности. Формируя у ребёнка в раннем возрасте иностранное произношение, мы тем самым можем спровоцировать неверную постановку звуков родной речи, что в дальнейшем приводит к трудностям при обучении чтению и письму. Поэтому большинство детских психологов убеждено: пока речь ребёнка не сформирована или на данный момент уже присутствуют проблемы в этом направлении, не стоит усложнять ситуацию, чтобы потом не пришлось тратиться на занятия с логопедом.

Наиболее оптимальный возраст для начала изучения иностранного языка — в среднем 4–5 лет, когда ребёнок уже достаточно хорошо владеет родным языком. Однако не стоит забывать, что процесс формирования родного языка у каждого ребёнка имеет свои временные рамки. У кого-то речевая зрелость наступает в 5, а у кого-то — в 7–8 лет. Тем не менее, главными показателями такой языковой зрелости являются чистое произношение, в должной мере развитая связная речь, умение читать. Овладев секретами родной речи и навыками чтения, ребёнок будет белее подготовленным к освоению иностранных языков.

Ещё один немаловажный аспект — методы обучения ребёнка иностранному языку. В младшем возрасте это возможно только через разговорную речь, включающую диалоги, рассказы, инсценировки. Самый оптимальный вариант для любого возраста — погружение в языковую среду. Решить эту задачу довольно просто, если сами родители знают язык и готовы дома на нём общаться. Создать мотивацию к обучению в данном случае поможет любое занятие, которым интересно заниматься вашему ребёнку: иностранные песни, рисование или создание комиксов с комментариями на иностранном языке, компьютерные обучающие программы.

Можно проецировать на английскую речь и такие интересные виды деятельности, как игра в рифмы, переложение русских пословиц, игра «четвёртое лишнее» и тому подобные. Однако ни в коем случае не стоит в ходе обучения иностранному языку вплетать иноязычные фразы и слова в родную речь. Подобная методика чревата тем, что в итоге ребёнок не сможет грамотно говорить ни на родном, ни на иностранном языке. Более того, процесс осознанного овладения грамматикой впоследствии будет проходить гораздо тяжелее и дольше, так как переучивать всегда сложнее, чем учить с нуля.

Обязательно давайте ребёнку слушать кассеты с записями правильного произношения иностранных слов и предложений. Очень важно, чтобы он имел возможность сравнивать свои успехи с тем произношением, которого нужно в итоге добиться.

Конечно, идеальным вариантом для ребёнка будет возможность самому познать мир и прочувствовать атмосферу другой страны, побывав в загранпоездке, но это по карману далеко не всем.

Одним из самых лучших примеров мотивации является изучение иностранного языка вместе с родителями. Сегодня многие семейные пары сами осознают, что владение иностранным языком во много расширяет жизненные горизонты, а потому можно совместить полезное занятие с приятным времяпрепровождением в компании своего ребёнка.

Решив пригласить для занятия иностранным языком репетитора, помните, что есть специалисты, которые отлично знают язык, но не имеют при этом педагогической практики или не специализируются на разговорной речи. В результате занятий с таким преподавателем ребёнок может усвоить достаточно большое количество слов и отлично знать их перевод, но он вряд ли сможет пользоваться языком в коммуникативных целях, что вполне достижимо и при гораздо меньшем лексическом запасе.

Кроме того, не лишним будет поинтересоваться, какие методики использует данный преподаватель, а лучше — посетить пару-тройку занятий самим и убедиться в его компетентности. Для детей дошкольного возраста совершенно неприемлемы теоретические занятия с заучиванием правил и письменными заданиями. Ребёнок воспринимает только то, что ему интересно. Согласно этой аксиоме, главным методом обучения иностранному языку должна быть игра. Причём, чем младше ребёнок, тем в большей степени должна преобладать игровая составляющая таких занятий.

Если обучение проходит в группе, это тоже большой плюс, поскольку в этом случае сам процесс воспринимается детьми не как отстранённый вид деятельности, а как весёлое и интересное общение со сверстниками в непринуждённой обстановке. Главное, чтобы занятия проходили в той форме, которая не вызывает у детей отторжения, интересна и доступна им.

Если есть возможность отдать ребёнка в детский сад, где обучают иностранному языку, взвесьте все «за» и «против». Положительное решение имеет смысл только при условии, что данное дошкольное учреждение непосредственно связано со школой, в которой в перспективе будет учиться ребёнок. Только в этом случае, при обучении по единой методике и программе, можно грамотно выстроить процесс освоения иностранного языка от самых азов до поступления в ВУЗ.

Какой бы из предложенных выше вариантов вы ни выбрали, важно помнить, что у каждого ребёнка свой индивидуальный темп обучения. Если после нескольких недель занятий малыш не произносит на иностранном языке ни слова, это ещё не показатель, тем более, когда языковая среда не создаётся в домашних условиях.

Важно поддерживать мотивацию к обучению на каждом этапе, независимо от желаемого вами результата. В дело могут пойти самые неожиданные приёмы, начиная от перевода надписи на коробке с сухими завтраками до просмотра недублированных мультфильмов. В любом случае даже пассивное знание другого языка будет для ребёнка благотворным, так как он привыкает мысленно переходить с одного языка на другой. В более позднем возрасте приобрести подобные навыки гораздо сложнее.

В тот момент, когда появляются первые достижения в освоении иностранного языка, будь то выученное стихотворение или песенка, необходимо как можно чаще просить ребёнка демонстрировать это умение, в том числе в присутствии многочисленных родственников и знакомых. Это придаёт больше уверенности и даёт дополнительный стимул, что особенно важно для детской психологии. Но самое главное — вовремя развить у ребёнка потребность говорить на иностранном языке, пользоваться им как средством общения. В противном случае обучение так и останется для него всего лишь игрой, к которой рано или поздно он потеряет интерес.

Источник: www.7ya.lv