К счастью, ещё не все школьные учителя при контроле знаний у учащихся используют тестовые задания. Ещё остались в школах педагоги, которые требуют от учеников умение говорить. Мне даже кажется, что научить ребёнка рассказывать и защищать свою точку зрения – это обязанность любого учителя. Эта способность ещё не раз пригодится ребёнку в дальнейшей учебной деятельности и в жизни.

Как же помочь ученику при подготовке к устному ответу?

Что должен учесть ребёнок и оценить учитель?

Лично я, как педагог, считаю, что самый идеальный способ проверки знаний – это спросить у ребёнка теоретическую часть, а затем дать ему практическое задание. Согласитесь, что теоретические знания по русскому языку и алгебре не имеют большого смысла, если ребёнок не может использовать правило на письме и решить пример.

Стоит отметить, что и решения задач, например, методом аналогии без достаточных теоретических знаний бесполезны. Уже через месяц ученик не сможет решить самую элементарную задачку, если в его голове не уложились необходимые теоретические данные.

При этом лично я понимаю под контролем теоретических знаний проверку знания основных терминов, условных обозначений и даже понимании каких-то других простых слов (я уже говорила, что непонятыми словами могут быть совершенно любые слова, которые тормозят процесс усвоения знаний).

Совершенно не имеет смысла спрашивать у ученика, о чём говорится в первых трёх абзацах или какое правило написано в конце страницы. Такой способ только может помочь вам обнаружить "зубрилу".

Все правила, законы, теоремы, аксиомы, теории и так далее ученик должен уметь применять на практике, а не просто пересказывать.

Для всех учеников, которые хотят успешно сдать устный экзамен или иную проверку знаний очень важно основное внимание уделить пониманию основных терминов, важных для данного предмета, сложных понятий, подробно изучить краткие обозначения и т.д.

Объясните ребёнку, что бояться разного рода проверок ни в коем случае не стоит. Никогда не ругайте детей за плохие оценки, полученные за устные ответы. Послушайте сами своё чадо. Научите его говорить громко, уверенно. Поспрашивайте у него в домашних условиях какие-то важные моменты по изучаемому курсу. Дети младшей школы к таким тренировочным играм обычно относятся очень хорошо.

И никогда не требуйте, чтобы дети хоть что-то заучивали наизусть. И самим ученикам и учителям важно, чтобы дети понимали то, что они изучают.