Практически все родители хотят, чтобы их дети ходили в хорошие школы, но мнения родителей и мнения педагогов относительно того, чему следует учить детей в школе, сильно расходятся.

Разные родители предъявляют разные требования к школе.

Одни хотят, чтобы их дети получили определенные знания и приобрели необходимые умения - научились читать, считать, научились основам естественных наук. Другие предпочитают, чтобы их дети получили хорошие оценки, т.к. это необходимо для поступления в институт или получения хорошей работы.

Есть и такие родители, которых объем получаемых знаний волнует меньше всего, а больше интересует вопрос, как надо учиться и получать от этого удовольствие. Некоторые дети с легкостью усваивают интересные для них академические знания, но с трудом общаются со сверстниками. Родителей таких детей, возможно, будут больше заинтересованы в том, чтобы их дети научились ладить с людьми. Кому-то практически все равно, чему учат их детей, - лишь бы у них было все в порядке.

Поощряйте правильное поведение.

Попробуйте стимулировать желательное для вас поведение, изменив отношение к поступкам детей. Например, если ваш ребенок получает невысокие оценки, но усваивает нужные знания и ему нравится школа, то поступайте так, как Вы считаете важным. Если ваша основная цель - оценки, то попробуйте найти способ помочь ребенку повысить успеваемость. Если Вы считаете самым важным процесс обучения как таковой, тогда вам лучше обсуждать с ребенком то, что он сейчас изучает, а оценки пусть будут такими, какие они есть.

Вот несложное упражнение, которое поможет вам определить, что самое важное для вас.

"Определение цели обучения детей в школе"

Инструкции

Прочтите каждое высказывание и отметьте свое отношение к ним.

В - в восторге

Д - доволен

Н - отношусь нейтрально

О - озабочен

Р - расстроен

Ваш ребенок:

1. Попал в список отличников В Д Н О Р

2. Избран старшим в своей группе. В Д Н О Р

3. Был уличен во лжи. В Д Н О Р

4. Получил по математике единственную пятерку. В Д Н О Р

5. Тихий, осторожный троечник. В Д Н О Р

6. Выиграл городской конкурс на знание орфографии. В Д Н О Р

7. Приходит домой и решает уравнения, которые проходили в классе. В Д Н О Р

8. Хочет ходить в летнюю школу, чтобы заниматься биологией. В Д Н О Р

9. Звонит однокласснику, чтобы обсудить совместный проект. В Д Н О Р

10. Ударил другого ребенка на школьном дворе. В Д Н О Р

Комментарии

Высказывания под номерами 1, 4 и 6 - Вам нужны хорошие оценки;

Высказывания под номерами 7 и 8 - Вы считаете, что хорошие знания - самое главное;

Высказывания под номерами 2 и 9 - Вы хотите, чтобы ребенок научился общаться;

Высказывания под номерами 3, 5 и 10 указывают на опасные тенденции.

Для большинства школ идеальным является такой тип ученика: в меру любознательный, трудолюбивый, тихий, умеет сосредоточиться в любой обстановке. Такой ученик не зависит от окружающей его среды и легко усваивает как письменный, так и устный материал.

Только очень немногие люди могут сочетать в себе эти качества. Для каждого человека характерен свой собственный стиль обучения. То, какие именно условия созданы для человека, оказывает на процесс обучения гораздо большее влияние, чем когда-то предполагалось.

Что предпочитает ребенок?

Характерный для каждого человека стиль обучения складывается из того, какую окружающую его обстановку он предпочитает, каков его характер, отношения с коллективом, особенности стиля обучения и физической конституции.

Отношение к окружающей обстановке

Независимо от возраста, интеллектуальных способностей или достигнутых успехов люди по-разному реагируют на окружающую их во время учебы обстановку. На каждого по-своему действуют звуки, освещение, температура и оформление помещения. Одним людям для того, чтобы сконцентрироваться, нужна полная тишина, другим для плодотворной работы нужен постоянный шумовой фон, третьи умеют отключаться от посторонних звуков, когда им это надо. Эти свойства человека имеют физиологическую основу и их трудно изменить. Одним людям нужен яркий свет, других он беспокоит - они могут нервничать и т.п.

Характер

Существуют свойства характера, которые достаточно ярко проявляются в детском возрасте. Четыре из них непосредственно влияют на процесс обучения. Это настойчивость, способность к концентрации внимания, чувствительность к физическим воздействиям и умение приспосабливаться к новой ситуации. Например, есть дети, которые сопротивляются всему новому, будь то новый учитель, пришедший заменить заболевшего, новая тема или нарушение привычного распорядка. Такие ребята могут приспособиться, но от них потребуется много усилий, которые можно было направить на учебу.

Присущие человеку черты характера обычно трудно изменить, но детей можно научить приспосабливаться к обстоятельствам. Например, ребят, которые легко отвлекаются, можно посадить там, где возможностей для этого меньше.

Отношение с коллективом и обучение

Некоторые дети любят заниматься в одиночестве, другим нравится учиться в маленьких группах, есть ребята, которые предпочитают заниматься один на один со взрослым. А есть такие, которые больше всего любят пользоваться техническими средствами обучения - компьютерами, учебными видеофильмами.

Большинству предметов можно обучаться разными способами. Например, при обучении чтению можно позволить малышу самому исследовать книгу и задавать вопросы по мере необходимости; можно предложить группе учеников читать пьесы вслух по ролям, можно использовать компьютерную программу.

Если Вы внимательно послушаете, что рассказывает Ваш ребенок о занятиях в школе, то сможете понять, что ему там нравится больше всего.

Подход к изучению материала

Существует несколько основных подходов к изучению какого-то нового материала. Некоторые люди предпочитают получить общее представление о теме, прежде чем они перейдут к ее подробному изучению. Такой подход называется глобальным или подходом "общей картины". Приверженцев глобального стиля обучения интересуют общие взаимосвязи.

Другим людям общая картина не очень интересна, они предпочитают незамедлительно приступить к изучению отдельных частей, которые потом составят единое целое. Такого рода аналитический или детальный подход часто используют на уроках математики и биологии. Приверженцы аналитического подхода любят точно знать, что от них требуется: сколько слов должно быть в письменной работе, где, по мнению учителя, нужно поместить заголовок и т.д.

Третий тип подхода - это многосторонний подход. В соответствии с ним, человек сначала какое-то время движется в одном направлении, затем пытается, изменив направление поиска, рассмотреть тему с другой стороны. Кому-то бывает трудно переключать внимание с одного варианта на другой, а для кого-то - это самый интересный метод работы.

Физиологические особенности

Физическая конституция влияет и на выбор стиля обучения. Стили обучения (о которых мы говорили в предыдущем выпуске) имеют физическую основу.

Учитель и стиль обучения

Чем больше общего в подходах к изучению чего-то у учителя и ученика, тем легче ребенку учиться и получить хорошие оценки. Например, ученику, для которого характерен глобальный подход к изучению материала, будет легче написать сочинение для учителя, работающего в этом же стиле, а не для учителя с аналитическим подходом, которого больше интересуют детали. Аналогично ученику, предпочитающему глобальный подход, будет легче передать общую идею и раскрыть все взаимосвязи, а ученику с аналитическим складом - описать все детали и подробности. Такие различия могут помогать ребенку развиваться, а могут и тормозить развитие, в зависимости от того, какое внимание им уделять.

Если характерный для ребенка стиль обучения значительно отличается от стиля учителя, можно предложить родителям разные способы решения этого вопроса. Возможно, об этом мы подробнее расскажем в одном из будущих выпусков.

С уважением, Мария Демина

При подготовке выпуска использованы материалы книги Элизабет Крэри "Не разбрасывай носки…или Что еще должен уметь ребенок: Советы родителям"/Пер. с анг. О.В. Рыбаковой - М.: Айрис-пресс, 2000. - 208 с.