Ученые выяснили, как мозг детей «слышит» материнский голос. О том, почему это важно для исследований аутизма и где в организме человека спрятана «система вознаграждения»
Пассивное поведение, нежелание общаться с окружающими, замкнутость — все то, что еще несколько десятилетий назад считали особенностями характера, сейчас входит в число признаков расстройства аутистического спектра (РАС). Результаты статистических исследований, которые проводились в США, показывают неутешительную динамику: в 2012 году РАС диагностировали у одного ребенка из 88, в 2014-м — из 68, в прошлом году отметка достигла 45.
В России данные статистики пока не обнародуются.
Справиться с проблемами социализации можно, если диагностировать расстройства в раннем возрасте и далее заниматься с врачами и педагогами. Малыши могут поворачивать голову в сторону источника звука в среднем уже с двух месяцев после рождения. С полугода, как советуют ученые, родителям стоит внимательно наблюдать за зрительными и слуховыми реакциями. Диагностировать аутизм у детей медики способны с 18-го месяца жизни.
За последние десять лет было проведено большое количество научных исследований РАС. Их объединяет общая цель — найти способ скорейшей адаптации детей в обществе. Часть таких исследований поддерживается специально созданной организацией Autism Speaks. Недавно, чтобы установить возможный уровень социальной активности ребенка в сознательном возрасте, американские нейробиологи и психиатры из Стэнфордского университета попытались определить области головного мозга, которые быстрее всего реагируют на знакомые голоса. Весь ход научной работы более подробно изложен в последнем номере журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.
По итогам исследования ученые составили нейробиологический образец усредненного социального развития, отклонения от которого помогут определить особенности нарушений психики.
В исследованиях принимали участие 24 ребенка в возрасте от семи до двенадцати лет без психических расстройств. Дети должны были прослушать короткие, ничего не значащие слова, записанные их биологическими матерями. Просьба ученых проговорить бессмысленный набор звуков вполне обоснованна: это давало возможность проверить восприятие звуков, а не речи. Для чистоты эксперимента исследователи пригласили двух женщин, совершенно незнакомых маленьким участникам, голоса которых также записали. Ситуация напоминала эпизод из сказки «Волк и семеро козлят»: «Твой голос на мамин совсем не похож, ты голосом толстым фальшиво поешь!» Кстати, как оказалось, один малыш так и не смог узнать в записи голос своей мамы.
Изучив снимки функционального магнитно-резонансного томографа, американские исследователи получили целый комплекс взаимосвязанных участков мозга детей, которые одинаково быстро реагируют на голос матери. Активные височные доли не стали открытием для ученых, ведь именно там находится первичная слуховая кора. Нейробиологам, скорее, было интереснее сравнить, есть ли различия в скорости реакции на материнский и чужие голоса. Височные доли, расположенные в обоих полушариях, нередко называют интерпретирующими, так как они отвечают за обработку информации, которую передают разные органы чувств. Там же расположен и гиппокамп, формирующий воспоминания из полученных зрительных или слуховых образов. Кстати, области мозга именно в височных долях во многом ответственны за социализацию человека. Например, благодаря верхней височной борозде мы отзываемся на чужое эмоциональное состояние, различаем интонации голоса и узнаем друга в толпе. Миндалевидное тело (амигдала, или миндалина) контролирует эмоции и решает, когда уместнее плакать или смеяться, умиляться или злиться.
Голоса незнакомых женщин, в отличие от материнских, пробудили особую активность сразу обеих — левой и правой — миндалин, которые ко всему прочему вызывают страхи и раздражение.
Быстро на голос матери реагируют не только височные доли. Было замечено, что, «услышав» его, сразу же активизируется орбитофронтальная кора в лобных долях. Эта кора, как предполагают ученые, помогает выстраивать наше поведение в зависимости от ожидаемой награды или наказания. Также, как рассказывают ученые, на материнский голос сразу отзывается прилежащее ядро из так называемого центра удовольствия в лимбической коре. Кстати, в 2012 году группа ученых под руководством Лесли Зельцер проводила схожее исследование среди девочек школьного возраста.Тогда было установлено, что звуки материнского голоса снижают стресс у школьниц и повышают выброс окситоцина, гормона «любви, дружбы и доверия».
Рядом с центром удовольствия в головном мозге находится «система вознаграждения». Выяснилось, что вибрации материнского голоса синхронизируют работу участков мозга, отвечающих за слух и зрение, и «систему вознаграждения», которая находится в отделе среднего мозга. Как рассказывают ученые, нейроны данного комплекса становятся особенно активными, если человек ожидает поощрений. Таким образом, «система вознаграждения» также ответственна за адаптацию в обществе: при нормальной работе нейронов среднего мозга человек способен ясно представлять ситуацию и так выстраивать свое поведение и отношения с другими людьми, чтобы скорее достичь желаемых целей.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Дети
- →
- Беременность и роды
- →
- О чем рассказал материнский голос
Беременность и роды
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат