В английском языке есть выражение: "Когда ты был лишь искоркой в родительских глазах!" При этих словах воображение рисует влюбленную счастливую пару - будущих родителей, мечтающих о том, чтобы у них родился ребёнок. Оказывается, столь поэтический образ можно считать ещё квинтэссенцией результатов новейших генетических исследований. Родителям надлежит осознанно лелеять в своих глазах искорку чаемого ими ребёнка задолго до его зачатия - тогда он будет и умнее, и здоровее, и счастливее.

Исследования показывают, что мать и отец становятся генными инженерами своего ребёнка за месяцы до его зачатия! Речь идет о так называемом генном импринтинге, который регулирует активность генов, определяющих черты будущего ребёнка, ещё на стадии созревания сперматозоидов и яйцеклетки [Surani 2001; Reik and Walter 2001].

То, что происходит в жизни родителей в период генного импринтинга, оказывает колоссальное влияние на умственное и физическое развитие детей. Тут впору содрогнуться - насколько же большинство людей не подготовлены к деторождению!

Томас Верни в своей книге "Родительство до родов: забота о ребёнке до его зачатия" пишет: "Огромная разница, как был зачат человек - в любви, ненависти или спешке, хотела ли его мать этой беременности... Лучшими родителями оказываются люди, живущие в спокойной обстановке, свободные от вредных привычек и чувствующие поддержку родственников и друзей" [Verny and Weintraub 2002]. Заметим, что в культурах коренных народов влияние окружения на зачатие ребёнка признается уже многие тысячелетия. Представители этих культур, прежде чем зачать ребёнка, совершают особые ритуалы очищения сознания и тела.

Исследования также говорят, что отношение родителей к ребёнку сказывается на нём и после его зачатия. Тот же Верни пишет: "Научные результаты последнего десятилетия настойчиво требуют от нас пересмотреть наши представления об умственных и эмоциональных способностях ещё не рождённых детей. Спящие или бодрствующие, они, как показывают исследования, чутко следят за каждым движением, каждой мыслью и каждым чувством матери. С момента зачатия опыт внутриутробной жизни формирует мозг ребёнка и закладывает основы его личности, темперамента и интеллекта".

Зачатие и беременность - общее дело матери и отца. То, как ведёт себя отец, оказывает на мать, и значит, на вынашиваемый ею плод огромное влияние. Если отец уходит из семьи и мать начинает балансировать на грани выживания, это не может не сказаться на её отношениях с ещё не рожденным ребёнком. Точно так же на родителей, а через них и на будущего малыша, влияют социальные факторы, такие, как безработица, проблемы с жильем, из-за которых отцов поголовно мобилизуют в армию.

Спешу внести ясность: Новая биология - ни в коей мере не возврат к прежним временам, когда родителям ставили в вину чуть ли не все недомогания ребёнка, которые не могла объяснить медицина, - от шизофрении до аутизма.

Суть осознанного родительства заключается в том, что мать и отец принимают на себя ответственность за воспитание своего ребёнка и делают всё возможное для того, чтобы он рос здоровым, развивался умственно и физически и радовался жизни. Но при этом мы не вправе винить ни своих родителей, ни самих себя за то, что наше собственное детство или детство наших детей было не безупречным. Нам слишком долго внушали, будто мы бессильны перед генетическим детерминизмом, и умалчивали о том, что верования и поведение отца и матери становятся подсознательными программами их ребёнка.

Акушеры знают о влиянии родителей на внутриутробное развитие ребёнка не больше его матери и отца. Согласно полученным ими в студенческие годы генетико-детерминистским представлениям, формирование плода механически задаётся генами, при незначительном влиянии со стороны матери.

Соответственно их заботит весьма ограниченный круг вопросов: нормально ли питается беременная, принимает ли она витамины, делает ли зарядку? В основе этих вопросов - то, к чему, по их мнению, сводится роль матери: к снабжению генетически запрограммированного плода питательными веществами.

Но развивающийся плод получает из материнской крови не только питательные вещества. Он поглощает избыток глюкозы, если мать страдает диабетом, или же кортизол и другие стрессовые гормоны, если ей приходится много нервничать. Стрессовые гормоны настраивают организм на реакцию "защиты или бегства". Они действуют на плод точно так же, как и на организм матери. В условиях стресса кровь плода начинает притекать преимущественно к мышцам рук и ног, а также к заднему мозгу, ответственному за инстинктивные защитные реакции.

Соответственно меняются питательные потребности плода. Обеспечивая длительность защитных систем организма, кровь отливает от внутренних органов, а стрессовые гормоны угнетают деятельность переднего мозга. При этом следует иметь в виду, что развитие тканей и органов плода происходит пропорционально как количеству получаемой ими крови, так и функциям, которые они обеспечивают.

Проникая сквозь плаценту, гормоны матери, подверженной хроническому стрессу, существенно меняют распределение кровотока в плоде и физиологические характеристики будущего ребёнка [Lesage, et al, 2004; Christensen 2000; Arnsten 1998; Leutwyler 1998; Sapolsky 1997; Sandman, et al, 1994].

Исследования, проведенные в Мельбурнском университете на суягных овцах, чья физиология в достаточной степени подобна человеческой, показали, что воздействие кортизола в пренатальный период жизни в будущем приводит к гипертонии [Dodic, et al, 2002]. Уровень кортизола на стадии внутриутробного развития регулирует функции фильтрующих элементов почек - клеток нефронов, тем самым влияя на солевой баланс в организме и, соответственно, регуляцию кровяного давления.

Избыток кортизола, полученного плодом от испытывающей стресс матери, влияет на формирование его нефронов. Кроме того, вследствие избытка кортизона организм плода вместе с организмом матери переключается из состояния развития в состояние защиты - это, в частности, приводит к тому, что ребёнок к моменту рождения не успевает набрать нужный вес.

Как сообщается в книге Натаниэлса "Жизнь в материнской утробе" [Nathanielsz 1999], учёные говорят, что плохие условия внутриутробного развития чреваты расстройствами здоровья в зрелом возрасте - в том числе диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями и ожирением. Доктор Дэвид Баркер [см. там же] из Саутгемптонского университета (Великобритания) обнаружил, что у мужчин, чей вес при рождении был меньше 5,5 фунтов (2,5 кг), на 50% больше шансов умереть от сердечно-сосудистых заболеваний. По данным исследователей из Гарвардского университета у женщин, родившихся с весом менее 5,5 фунтов, вероятность сердечно-сосудистых заболеваний выше на 23%. Дэвид Леон [см. там же] из Лондонской школы гигиены и тропической медицины установил, что среди 60-летних мужчин, родившихся с недостатком веса, в три раза больше больных диабетом.

В последнее время заговорили о влиянии условий внутриутробного развития на уровень интеллекта (IQ), который приверженцы детерминизма и расовых теорий привыкли связывать исключительно с генами. В 1997 году Берни Девлин, профессор психиатрии медицинского факультета Питтсбургского университета, тщательно проанализировал 212 выполненных ранее научных работ, где сравнивались IQ близнецов, братьев и сестер, и заключил, что гены обусловливают лишь 48%факторов, определяющих IQ.

А если принять во внимание синергетические эффекты, вызванные сочетанием отцовских и материнских генов, в действительности унаследованная составляющая интеллекта оказывается ещё меньшей - 34%. При этом существенное влияние на IQ оказывают условия внутриутробного развития. Факторы внешней среды обусловливают до 51% интеллектуального потенциала ребёнка [Devlin, et al, 1997; McGue 1997].

Согласно другим, более ранним исследованиям, интеллект ребёнка может существенно снизиться под влиянием таких факторов, как курение матери и потребление ею алкоголя во время беременности, а также в результате воздействия на плод солей свинца. Об этом следует помнить, кто планирует обзаводиться потомством.

На своих лекциях по осознанному родительству я не только ссылаюсь на научные работы, но и демонстрирую снятый итальянской организацией родительского образования Associazione Nazionale Educazione Prenatale документальный видеофильм, который наглядно иллюстрирует тесную связь между родителями и их ещё не рождённым ребёнком.

В этом фильме есть эпизод, как мать и отец вступают в шумную перепалку (при этом мать подвергается ультразвуковому исследованию). Зритель видит, как конвульсивно дергается плод, когда родители начинают говорить на повышенных тонах. Когда же дело доходит до битья посуды, тельце плода выгибается и он подпрыгивает, как на батуте. Вот так диагностические средства современной медицины, в частности УЗИ, не оставляют камня на камне от мифа, что не рождённый ребёнок недостаточно развит для того, чтобы реагировать на что-то, кроме питательных веществ" [стр.205-210].

"Подготовительный класс" Природы.

"Но зачем нужна такая зависимость внутриутробного развития от внешнего окружения? - спросите Вы. Всё очень просто - она способствует выживанию нашего потомства. Пребывающему в утробе матери ребёнку предстоит оказаться в той же среде, в которой обитают его родители, поэтому информация, получаемая от них через материнскую плаценту, направляет его физиологическое развитие таким образом, чтобы он мог наилучшим образом подготовиться к встрече с ожидающими его после рождения трудностями. Проще говоря, так Природа готовит ребёнка к жизни в новой среде. И сейчас, благодаря последним достижениям науки, родители имеют возможность привнести в этот процесс много полезного.

Родительское программирование опровергает представление о том, что все наши достоинства и недостатки целиком и полностью обусловлены имеющимися у нас генами. Как мы могли видеть, гены формируются, контролируются и управляются опытом, приобретаемым в результате взаимодействия с окружающей средой. Нам внушают, что все творческие, спортивные и интеллектуальные таланты человека суть не более чем передаваемы по наследству генетические признаки. Однако сколь бы ни были "хороши" гены человека, если в детстве ему приходится сталкиваться с непониманием, пренебрежением и жестокостью, его генный потенциал так и останется нереализованным" [стр.211].

Осознанное материнство и отцовство

"Когда-то я имел привычку заканчивать свои публичные лекции утверждением, что каждый из нас сам отвечает за то, что происходит в его жизни. Признаюсь, это не добавляло мне популярности у слушателей. Для многих людей такая ответственность чересчур тяжела. Одну пожилую женщину мои слова обидели до слез. Она после лекции пришла вместе с мужем за кулисы и стала доказывать мне, что не виновата в тех жизненных трагедиях, которые ей довелось пережить, и значит, я должен пересмотреть свои выводы.

Я решил, что усугублять чьё-либо чувство вины не входит в мои планы. В нашем обществе и без того принято упиваться виной и обидами. Немного подумав, женщина согласилась со следующей моей формулировкой: мы ответственны за то, что происходит в нашей жизни, когда мы осознаем эту ответственность. Так, человек не может быть виноват в том, что он плохой родитель, если ему не известны вещи, о которых говорилось выше, ведь в этом случае у него попросту нет возможности осознанно перепрограммировать своё поведение.

Вообще говоря, тема родительства крайне мифологизирована. В связи с этим нужно упомянуть о том, что вы не можете быть одинаковыми родителями для всех своих детей. Второй родившийся у вас ребёнок - не клон вашего первенца. Когда родился ваш первенец, вы жили иначе и в мире происходили совсем другие события.

Я уже рассказывал, как когда-то по наивности считал, что различия в характерах моих дочерей обусловлены генами, а не воспитанием. Только потом я понял, что был не прав. Когда родился мой первый ребёнок, я заканчивал университет, много работал и пребывал в состоянии полнейшей жизненной неопределенности. Когда родилась моя вторая дочь, я уже состоялся как ученый-исследователь и чувствовал себя гораздо увереннее. У меня появились душевные силы и время на то, чтобы заниматься вторым ребёнком, да и своей первой дочерью, которая в то время уже училась ходить, тоже.

Ещё один достойный упоминания миф - это то, что ум маленьких детей нужно развивать с помощью различного рода карточек и тому подобных обучающих средств. Майкл Мендицца и Джозеф Чилтон Пирс в своей прекрасной книге "Чудесные родители, чудесный ребёнок" показывают: ключом к развитию детского ума является не учёба, а игра [Mendizza and Pearce 2001]. Ребёнок нуждается в том, чтобы родители в игровой форме подстегивали его любопытство и присущее ему от рождения творческое начало.

И конечно, ребёнок нуждается в любви и внимании! Исследования нейрофизиолога Мэри Карлсон из Гарвардской медицинской школы показали, что дефицит внимания и телесных прикосновений к детям в сиротских приютах и некоторых детских садах Румынии замедляет их развитие и отрицательно сказывается на поведении.

Карлсон наблюдала за шестьюдесятью сиротами в возрасте от нескольких месяцев до трех лет и по анализам слюны определяла наличие кортизола у них в организме. Повышенный уровень этого гормона свидетельствовал о том, что ребёнок испытывает стресс, и чем сильнее был стресс, тем более тяжелыми оказывались последствия [Holden 1996].Подобные же исследования, проведенные Карлсон и другими учеными на обезьянах и крысах, показали тесную связь между телесными прикосновениями, секрецией стрессового гормона кортизола и социальным развитием.

В работах Джеймса Прескотта, бывшего директора Отделения здоровья человека и детского развития национального института здравоохранения, показано, что обезьяны, лишенные в раннем возрасте физического контакта с матерью и социальных контактов с другими обезьянами, становятся буйными социопатами [Prescott 1996, 1990].

Продолжая свои исследования, Прескотт перешел к изучению воспитания детей в различных культурах. Он установил, что те культуры, в которых принято брать детей на руки, носить на груди или на спине целый день и не подавляют их сексуальность, являются миролюбивыми.

И наоборот, общества, в которых родители лишают своих детей телесных прикосновений, неизбежно оказываются склонными к насилию. Дело в том, что дефицит физических контактов ведет к так называемым соматосенсорным аффективным расстройствам. Иными словами, лишенные ласки дети не могут понизить уровень стрессовых гормонов в своем организме иначе, чем через внешние проявления агрессии.

Это открытие проливает свет на причины насилия, столь распространенного в последнее время в США. Наша медицина и педагогика не поощряют физическую близость детей и родителей. Достаточно сослаться на неестественное вмешательство врачей в естественный процесс деторождения, общепринятую практику отдавать младенцев в ясли и советы не откликаться на плач ребёнка, чтобы его не "баловать".

Подобные методы, якобы основанные на "данных науки", вне всякого сомнения способствуют росту агрессии. С материалами исследования, раскрывающего связь между телесными прикосновениями и уровнем насилия в обществе, можно ознакомиться на веб-сайте www.violence.de .

Но чем объяснить тот факт, что некоторые из румынских детей-сирот, за которыми наблюдала Мэри Карлсон, несмотря и на какие выпавшие на их долю лишения, развивались вполне нормально? Откуда берутся эти, как она говорит, "упрямые жизнелюбцы"? У них что, лучшие гены? Думаю, вы уже поняли, что я так не считаю. Скорее всего, биологические родители этих детей все-таки создали для них благоприятные условия до того, как они родились, что дало им явные преимущества в трудный период жизни.

Сказанное выше - урок для приёмных родителей. Поймите, если вы усыновили или удочерили ребёнка, это не значит, что его жизнь начинается "с чистого листа". Вполне вероятно, что его неблагополучные биологические родители успели внушить ему, что он нежеланен и недостоин любви. Скажите, удастся ли вам помочь ему поверить в себя, если вы не имеете представления о подобном пред- и послеродовом программировании и считаете, что "во всем виноваты гены"?

Вывод, который должны сделать не только приёмные, но и биологические родители, однозначен: судьбу ребёнка определяют отнюдь не гены - они ответственны лишь за его потенциал. И для того, чтобы он реализовал свой потенциал в полной мере, необходима среда, которую можете создать только вы!

Обратите внимание - я не призываю родителей читать как можно больше книг о воспитании детей. Мне доводилось встречать людей, знающих о педагогике всё, за исключением того, как применить свои знания на практике. Я и сам был таким. Мои знания не оказывали никакого влияния на мою жизнь до тех пор, пока я не взялся за себя как следует.

Думать, что ваша жизнь и жизнь ваших детей изменится только от того, что вы прочтете эту книгу, - то же самое, что рассчитывать на таблетки. Ни то, ни другое не заменит ваших собственных усилий. Нельзя что-то изменить, не пытаясь это сделать.

Вот задача, которую я перед вами ставлю: избавьтесь от собственных негативных подсознательных программ и постарайтесь не программировать подсознание своих детей ненужными страхами и верованиями. И самое главное - не становитесь на фаталистическую генетико-детерминистскую точку зрения. Гены - вовсе не камень у вас на шее. Вам под силу измениться самим и помочь реализоваться вашим детям.

Извлеките необходимые уроки из того, что вы узнали о клеточных реакциях развития и защиты, и переключайтесь из состояния защиты в состояние развития при малейшей возможности. Помните, главное в нашей жизни - не дорогие игрушки, престижная школа и высокооплачиваемая работа. Задолго до всяких научных исследований сознательные родители и такие мудрецы, как Джалаледдин Руми, знали, что в первую очередь человеку, будь то грудной младенец или же взрослый, потребна Любовь:

Жизнь без Любви не имеет смысла;

Любовь - Вода Жизни,

Пей же её и сердцем, и душой"

Выдержки из книги Липтон Б.,

"Биология веры. Недостающее звено между жизнью и сознанием".