Ваш ребёнок успешно усваивает информацию в школе? Быстро справляется с домашними заданиями? Нет? Может, дело в его неважной памяти?

6-9 лет

Этот возраст – первое серьёзное испытание для памяти, и сейчас с малышом нужно много заниматься. Постарайтесь проводить вместе больше времени – гуляйте, общайтесь, всей семьёй делайте домашние задания. Избегайте делать замечания вроде: «Почему ты ничего не помнишь? Тебе же в школе объясняли!» Лучше повторите материал ещё раз – дома он усвоится лучше.

Упражнения в этом возрасте. Разучивайте с ребёнком скороговорки. Начинайте с простых: «У ежа – ежата, у ужа – ужата», постепенно переходя к более сложным: «Хитрую сороку поймать морока, а на сорок сорок – сорок морок». Они не только тренируют память, но и отлично развивают образное мышление, дикцию.

«Цифровая путаница»

В произвольном порядке напишите на бумаге несколько цифр – например, 1, 5, 7, 2, 4, 8. Попросите ребёнка их запомнить, а затем закройте числовой ряд рукой. Задача школьника – не просто назвать их в том порядке, в котором они были написаны, но и ответить на ваши вопросы. Например: какая цифра находилась справа от двойки? Какая – слева от восьмёрки? Сколько получится, если сложить первые две цифры?

«Удачное определение»

Напишите несколько слов, которые часто используются в обиходе (каша, щётка, бусы, портфель…), и попросите ребёнка придумать для каждого предмета определение (каша вкусная, щётка жёсткая…). Затем запишите одни определения и проверьте, сможет ли малыш не подсматривая написать рядом с ними исходное слово.

«Фото на память»

Попросите ребёнка заглянуть, например, в шкаф и мысленно сфотографировать предметы, которые находятся на одной из полок. А затем закрыть глаза и перечислить всё, что удалось запомнить.

«Бездонный мешок»

Чем больше игроков будет в этой игре, тем лучше. Взрослый начинает: «Я положил в мешок яблоки». Один из игроков повторяет сказанное и добавляет что-то своё: «Я положил в мешок яблоки и груши». Следующий игрок тоже повторяет фразу и вновь добавляет что-то от себя, и так далее, пока кто-то при перечислении содержимого мешка не допустит ошибки.

«Весёлые переодевалки»

В эту игру также лучше играть втроём – впятером. Выберите ведущего и попросите игроков запомнить его облик. Затем ведущий выходит за дверь и, например, расстёгивает верхнюю пуговицу на рубашке или надевает пояс. Задача игроков – угадать, что именно изменилось в его облике.

Интересно

Эти действия кажутся нелогичными, но на самом деле они активизируют максимальное количество зон коры головного мозга и помогают развивать память.

Просите ребёнка размешивать чай не той рукой, какой он делает это обычно, чаще перекладывать предметы из одной руки в другую.

Во время прогулок обращайте его внимание на звуки – пусть прислушается к шуму машин, звуку шагов, попробует воспроизвести обрывки разговоров.

Время от времени просите его что-то сделать с закрытыми глазами.

Хотя бы раз в день на 10–15 минут включайте классическую музыку.

Иногда играйте, читая слова наоборот.

Попробуйте «рисовать» кончиком носа геометрические фигуры.

9-12 лет

В этом возрасте активно развивается логическая память, а механическая угасает. Ребёнок более осмысленно подходит к изучению материала, но ему сложнее запомнить вещи, которые нужно… просто запомнить.

Упражнения в этом возрасте. Попробуйте вместе выучить небольшое стихотворение. Для этого придумайте для каждой строчки ассоциативный ряд или сопоставьте её с известным вам обоим событием. Такой способ запоминания стихов продуктивнее обычного зазубривания.

Постоянно предлагайте подростку запоминать и воспроизводить длинные списки из слов, букв, цифр. Для этого научите его искать среди них ключевые и «привязывать» к ним все остальные. Например, в ряду «пальто, шуба, шорты, платье, одежда» ключевым будет «одежда». Сначала верхняя – пальто, шуба. Потом остальное – шорты, платье. Главная задача – показать ребёнку, что упорядочить, систематизировать (а значит, и запомнить) можно любую информацию.

«Интересный рассказ»

Назовите несколько слов, например: «крокодил», «лента», «поляна», «молоко», «рубашка» – и предложите подростку объединить их в рассказ. Чем больше слов, тем сложнее задание.

«Сложнее не придумаешь»

Напишите на бумаге несколько сложных слов – например, «пульверизатор», «фотогеничность», «демобилизация»… Попросите ребёнка прочитать их, произнести вслух и, наконец, написать – желательно без ошибок.

«Игра в ассоциации»

Называйте слова и попросите подростка ответить на каждое ваше слово своим, первым пришедшим ему в голову. Затем предложите вспомнить слова, которые вы называли.

Автор: Марина Давыдова