Одним из самых тяжелых заболеваний дыхательной системы у детей являются пневмонии или воспаления легких. Наибольшую опасность они представляют для детей до трех лет из-за того, что их сложно диагностировать, они не всегда протекают с повышением температуры и часто бывают вызваны особыми микробами. Кроме того, малыши еще не могут четко сформулировать все свои жалобы, и их очень сложно уговорить посидеть спокойно, чтобы врач тщательно выслушал легкие.
Откуда они возникают?
Основе пневмонии лежит инфекционный процесс, причинами становятся микробы – пневмококки, у малышей до трех лет еще и стафилококки, реже пневмонии бывают микоплазменными, хламидийными и вызванными синегнойной палочкой, клебсиеллой и другими микробами. Обычно она является последствием ОРВИ или гриппа, так как они резко ослабляют защитные механизмы в дыхательных путях, что способствует размножению микроба, снижают иммунитет.
Для малышей важным фактором в развитии пневмонии является переохлаждение, особенно если замерзают ноги. Микробы попадают в легкие из воздуха, особенно если в окружении ребенка есть носители микробов – старшие дети или взрослые. При благоприятных условиях микробы размножаются, и по бронхам при дыхании проникают в легкие.
Что плохого в пневмонии?
В том месте, где микроб начал внедряться и размножаться, ткань легкого воспаляется, отекает. Вспомните ощущения, когда заложен нос, он почти не может дышать. Вот примерно такое же состояние возникает в легких, чем больше зона воспаления, тем хуже легкое выполняет свою функцию по обмену газов – поглощает кислород и выводит углекислоту.
Выделяют очаговые пневмонии – когда воспаление ограничено небольшим участком легкого, более крупные – сегментарные или даже долевые, крупозные пневмонии, когда страдает одна из долей легкого – в правом их три, в левом два, из-за сердца. Обычно пневмонии бывают с одной стороны, реже двусторонние. Соответственно, чем больше зона повреждения и воспаления, тем тяжелее они протекают.
Кроме того, что нарушается дыхательная функция, при размножении микробов выделяется большое количество токсинов, которые опадают в организм, поражая органы и системы, в том числе и нервную – может быть и возбуждение, и угнетение сознания. Из-за того, что организм страдает от гипоксии (недостатка кислорода), усиливается кровообращение и нагрузка на сердце, что приводит к истощению организма.
Вовремя не распознанная и не леченая пневмония может закончиться плачевно, поэтому ее обязательно нужно лечить под контролем врача, а часто еще и в больнице.
Как пневмонии проявляются?
Основная клиническая картина будет зависеть от вида пневмонии, чем крупнее очаг повреждения, тем сильнее будет проявляться болезнь.
Очаговые пневмонии, или часто их еще называют бронхопневмонии, часто возникают на фоне ОРЗ. Состояние малыша ухудшается, появляется или усиливается кашель, присоединяется одышка во время сосания груди или после нагрузки, а затем и в спокойном состоянии. при дыхании видно раздувание крыльев носа и участие мышц грудной клетки. повышается температура до 38-39 °С, хотя у малышей не всегда температура выражена.
Однако, для пневмонии характерно то, что температура держится несколько дней, не смотря на лечебные меры. Малыши бледные, вокруг носа и рта может отмечаться синева. Если доктор выслушает легкие, в них будет жесткое дыхание, много влажных хрипов, особенно мелких, которые не пропадут, если ребенок покашляет. Отмечается и учащение сердечных сокращений и частоты дыхания, может увеличиться печень, отмечается вздутие живота, рвота, нарушение стула.
При пневмонии обязательно проведение рентгена, который подтвердит наличие очагов воспаления и характерных изменений в остальных участков бронхов и легких. Дополнительно нужен анализ крови, в нем будет лейкоцитоз с нейтрофилами, ускорение СОЭ.
Такие пневмонии протекают наиболее благополучно и через 3-4 недели при правильном лечении проходят бесследно.
Тяжелее протекают сегментарные пневмонии – когда затрагивается более обширный участок легкого. Они начинаются остро с высокой температуры до 39°С, а вот кашель при них бывает не всегда, почти половина малышей в начале этой пневмонии не кашляют, у остальных кашель имеет характер сухого, навязчивого.
Лихорадка упорная, плохо сбивается жаропонижающими и держится от трех до 7 дней. быстро возникает интоксикация – малыши вялые, капризные, плохо кушают и спят, быстро появляется одышка, синеет носогубный треугольник, остальная кожа резко бледная.
При осмотре в начале болезни очень сложно выслушать хрипы и заподозрить пневмонию, обычно типичные хрипы появляются уже к 7-10 дню. Выражены тахикардия и усиление частоты дыхания, увеличена печень, если ее прощупывать – она болезненна. В диагностике пневмонии помогает анализ крови с выраженными воспалительными изменениями – высокие лейкоциты, особенно за счет нейтрофилов, высокое СОЭ – 20 и более мм\ч, может измениться и моча за счет интоксикации – появляются белок и эритроциты.
Решающее значение играет рентген – там образуются затемнения в границе одного сегмента или нескольких.
Самой опасной является крупозная пневмония, которая чаще всего развивается после трех лет. Обычно пневмонии возникают после сильного переохлаждения ребенка, быстро проявляются первые признаки болезни. появляются озноб, высокая температура до 39-40°С, которая резко подскакивает и резко спадает, сопровождаясь проливным потом, появляются боли в боку при дыхании, кашель, сначала сухой, но быстро становится влажным, появляется густая мокрота, которая может иметь красно-коричневый цвет.
У ребенка могут отмечаться либо возбуждение, либо выраженная вялость. На фоне бледного лица появляется лихорадочный румянец щеки, обычно на стороне воспаления в легких. Если пневмония развивается в нижней доле, начало заболевания может проявляться болью в животе. Если проявления локализуются в верхних долях легкого могут быть менингеальные симптомы – сильные головные боли, судороги, ригидность мышц затылка.
При обследовании ребенка и выслушивании легких, картина будет зависеть от дня болезни. В самом начале хрипов может и не быть, а будет только ослабление дыхания, при переходе кашля во влажный появляются и хрипы, и так называемая крепитация, характерная для пневмонии. Она похожа на хруст снега. Это возникает от того, что воспаленные альвеолы слипаются при выдохе, и при вдохе происходит их разлипание. Если пневмония сопровождается плевритом – воспалением оболочки, окружающей легкие, тогда появляются еще и боли при дыхании и шум трения плевры.
Анализы крови показывают резкое воспаление – высокое количество лейкоцитов, нейтрофиллез, резко усиленное СОЭ, изменена и моча – эритроциты и белок в анализе.
Нужен ли рентген?
Это обязательной обследование для пневмонии – современный аппараты дают минимальную лучевую нагрузку, не более чем излучение от старых мониторов компьютера. А последнее слово в диагнозе ставит именно рентген.
Всем больным малышам, у которых клинически был по¬ставлен диагноз острой пневмонии, необходимо провести рентгенологическое обследование с целью уточнения характера поражения легких. На рентге¬нологическое обследование целесообразно также направить больных, у которых нет типичных симпто¬мов острой пневмонии, но имеются клинические данные, позволяющие подтвердить (или исключить) пневмонию:
1) повышение (даже однократное) температуры выше 38 °С, без явлений ОРЗ, разлитого бронхита, но при наличии симптомов интоксикации, одышки, тахикардии;
2) явления разлитого бронхита или ОРЗ при ухудшении состояния, сохранении фебрильной темпера-туры более 3-5 дней, появлении или нарастании симптомов интоксикации;
3) синдром бронхиальной обструкции, на фоне которой появились фебрильная температура и локаль-ные изменения в легких.
Лечение
Больного пневмонией ребенка можно оставить дома при отсутствии у него выраженного токсикоза, ды¬хательных расстройств, нарушений функции сердечно-сосудистой системы. При этом желательно сделать анализ крови и рентгенологическое обследование.
Комплексная терапия острых пневмоний включает: обязательное и по возможности раннее применение антибактериальных средств, воздействующих на подавление и ликвидацию инфекции; аэротерапию, оксигенотерапию для борьбы с гипоксией; средства и методы, улучшающие бронхиальную проходимость и восстанавливающие дренажную функцию бронхов; средства, положительно влияю¬щие на транспорт кислорода кровью; средства, улучшающие процессы тканевого дыхания; применение средств, повышающих иммунореактивность, улучшающих обменные процессы, способствующих нормализации гомеостаза.
Важными факторами в лечении пневмоний являются правильная организация режима и диета.
В острый период болезни, вплоть до исчезновения симптомов интоксикации, дыхательной недостаточности, нормализации температуры тела, дети должны находиться на постельном режиме, затем в течение 4-6 дней соблюдается щадящий, полупостельный режим.
Питание полноценное, с достаточным содержанием (соответственно возрасту ребенка) белков, жиров, углеводов, богатое витаминами. При выраженном токсикозе у детей грудного возраста целесообразно дозированное кормление с уменьшением объема пи¬щи на 1/3, недостающее количество пищи компенсировать жидкостью — чаем, по показаниям — раствор оралита, регидрона, 5%-ный раствор глюкозы.
В острый период заболевания показано обильное питье — чай, фруктовые соки, клюквенный морс, настой шиповника, компоты, минеральные щелочные воды (боржоми и др.). В период реконвалесценции — бифидокефир, бифидок.
Антибиотики в случае пневмонии – препараты просто обязательные, именно они направлены на борьбу с инфекцией. Начало применения антибиотиков в ранние сроки болезни способствует более легкому течению заболевания, уменьшает возможность развития осложнений. Адекватная терапия обеспечивает снижение температуры тела через 2-3 суток, после чего целесообразно продолжить лечение в той же дозе еще 3-4 дня. Наличие остаточной инфильтрации легочной ткани после 5-7 дней нормальной температуры тела и исчезновении симптомов интоксикации не является препятствием для отмены антибиотиков.
Начинать лечение пневмонии предпочтительно с назначения ампициллина и его аналогов. Если в течение 2-3 дней эффект от терапии отсутствует, можно прибегнуть к назначению других препаратов. Если ребенок лечится дома, то антибиотики при нетяже¬лом течении пневмонии назначаются внутрь. Длительность курса — 5-7 дней, при необходимости продолжить антибактериальную терапию нужно сменить антибиотик.
При внутрибольничных пневмониях, где ведущая роль принадлежит стафилококкам, грамотрицательным бактериям и другим видам бак¬терий, целесообразно сразу применить антибиотики широкого спектра действия — цефалоспорины, макролиды, аминогликозиды, часто используются раз-личные их сочетания. Антибиотики применяются в больших дозах и короткими курсами (5-7 дней).
Хочется отметить, что при лечении пневмонии совершенно не обязательно колоть антибиотики – на сегодня есть много высоко эффективных препаратов в суспензиях и таблетках, уколы ухудшают эмоциональное состояние малыша и могут сыграть негативную роль. Только в очень тяжелых случаях, если есть понос и рвота нужны уколы.
Крайне ограничено и только в особо тяжелых случаях допустимо использование гентамицина и его аналогов, так как они воздействуют на орган слуха. Для профилактики и терапии кандидоза (молочницы) при длительном лечении антибиотиками применяются противогрибковые препараты: нистатин и его производные. Иммунотерапия показана при тяжелом течении пневмоний, вызванных стафилококковой, синегнойной, протейной инфекцией. Иммунотерапия также показана всем больным с иммунодефицитом и больным, у которых пневмония развивалась как осложнение после гриппа. Кроме антибиотиков при лечении пневмонии используются отхаркивающие препараты и препараты, разжижающие мокроту, и назначают внутрь, в ингаляциях. Все назначения четко контролируются врачом и корректируются по мере появления или исчезновения симптомов.
После пневмонии в течение полугода ребенка наблюдают на участке, регулярно делают анализы крови, проводят ему меры реабилитации, дают отвод от профилактических прививок и проводят мероприятия, способствующие укреплению иммунитета – закаливание, витаминотерапию, занятия физкультурой или гимнастикой.
Автор статьи: Алена Парецкая
Здоровье
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат