Часто мамы маленьких деток жалуются, что их малыша укачивает. Даже небольшая поездка на автомобиле или общественном транспорте может стать серьезной проблемой. В таких случаях говорят, что у ребенка слабый вестибулярный аппарат.

Что же это значит? Вестибулярный аппарат, орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у позвоночных животных и человека. Окончательное ее развитие завершается к 10 - 12, а то и к 15 годам. С физиологической точки зрения этот аппарат - часть сложнейшего механизма, позволяющего нам ориентироваться в любом трехмерном, даже в безопорном пространстве, а также поддерживать равновесие тела.

Благодаря ему, и с закрытыми глазами человек может достаточно точно определить свое местонахождение. То есть, вестибулярный аппарат является органом равновесия. Рецепторы его раздражаются наклоном или движением головы, при этом возникают рефлекторные сокращения мышц, способствующие выпрямлению тела и сохранению позы. При помощи рецепторов вестибулярного аппарата происходит восприятие положения головы в пространстве, а также восприятие движения тела. Человек привык к движениям в горизонтальной плоскости, а непривычные движения вверх и вниз или в стороны при подъеме на лифте или морской качке, могут вызывать головокружение, чувство тошноты и рвоту.

Тренировка вестибулярного аппарата понижает возбудимость органа равновесия и предотвращает нежелательные явления.

Для тренировки вестибулярного аппарата не нужны специальные приспособления. Мама покачивает младенца на руках, тем самым стимулируя вестибулярный аппарат ребенка. Классические потешки вроде этой «Поехали, поехали за грибами, за орехами, в ямку бух!», когда ребенка сначала покачивают на коленях, а потом резко опускают вниз – ни что иное, как еще одна разновидность тренировки вестибулярного аппарата. Вообще, наши предки были очень наблюдательными и многие незатейливые потешки-прибаутки, оказываются, несут в себе мощные развивающие функции. Если чуть отступить от темы, могу сказать, что классика «Сорока-ворона», которая кашку варила, это ни что иное, как развитие мелкой моторики, когда детке массируются все пальчики, кроме того, на ладони находятся рецепторы речевого центра, и поглаживание ребенка по ладошке стимулирует его развитие. Но вернемся все же к вестибулярному аппарату.

Упражнения для его развития очень просты и их может применять любой. Для совсем маленьких детей тренировкой является любое покачивание – на руках, коленях, в коляске или люльке. Дети постарше очень любят кататься на разных качелях и каруселях. Не препятствуйте им в этом, а лучше даже поощряйте. Так же развивают вестибулярный аппарат любые физические упражнения. Детям присуща потребность стимулирования вестибулярного аппарата – вспомните, как вы сами в детстве любили кружиться на одном месте. Или закручивались на веревочных качелях, а потом отпускали ноги и вас начинало быстро-быстро кружить.

Стимулируйте двигательную активность ребенка, для того что бы он мог гармонично развиваться. Потому что движение - это не только физическая нагрузка, но и развитие многих умственных, интеллектуальных и физиологических процессов.