Я недавно приобрела маленький участок и поняла, как много сил и знаний, наблюдений и ухаживания надо посвятить огороду, чтобы что-то выросло. Что-то надо поливать чаще. Что-то следует укрывать от холода, а что-то сажать на солнечной стороне. Так и с ребёнком: сначала надо просто понять, кто это. И начать за этим единственным и неповторимым ухаживать.

А это очень-очень сложно – вырастить и взрастить ребёнка, совсем другого, чем мы сами. И как сильно, мучительно сильно хочется для этого малыша долгой и счастливой жизни. И страх за него заслоняет глаза. Только бы у него всё получилось! Мы не даём себе времени на узнавание малыша. На право его собственного выбора. На риск. Мы безумно боимся неудач и подсознательно прогнозируем их. Мы заливаем критикой и руганью, а это яд, который губит всё живое и нас в первую очередь. Страх и боль от неудач и потерь, который сидит в нас, мы перекидываем на ребёнка.

У моей дочки в музыкальной школе был мальчик. Родители в 7 лет его записали на виолончель. Ребёнок от души ненавидел музыку и мечтал стать спортсменом. Он всячески доносил эту простую мысль и до родителей, и до учителей. Срывал уроки, убегал из школы, приносил к радости сверстников ножи в школу. Родители стойко держались и продержали его в этой школе до 3 класса. К третьему классу мальчик стал к школе привыкать, и родители его из неё забрали.

Если перенести всё это на почву растительности, то выглядело бы приблизительно так: берёте саженец сливы и сажаете в болото. Мало этого, слива любит простор, а вы, не подозревая об этом, высаживаете её в гущу деревьев. И это несчастное растение худо-бедно начинает расти. Конечно, чтобы приспособиться, начинает искривляться, вместо высокого и стройного получается карликовое, но живёт. Плоды приносит скудные и не очень вкусные. Можно, конечно, сколько угодно это дерево хулить, но как ухаживали, так и выросло.

Ребёнок имеет права, как и мы, на ошибки, синяки и ссадины. Право на свой выбор, свои интересы. Наша забота – его вырастить, взрастить сильным и здоровым. А это можно сделать, если начнём ему доверять.

Моя дочь обожает ездить на коне. Если я это заберу, то сделаю её глубоко несчастной и неуверенной. А мои страхи – это мои проблемы. Моя забота – обеспечить её безопасность и научить её заботиться о себе. И она знает, я всегда с ней и верю в неё, и у неё получится, если она этого действительно хочет.

Ребёнок приходит в нашу жизнь и дан нам на очень определённое время, это – дар, и от нас требуется забота и мудрость по отношению к этому дару. Нам надо вырастить его самостоятельным, готовым принимать решения и нести за них ответственность. Он у нас как цветок в горшке, саженец. И этот саженец должен быть готов к тому, чтобы переселиться на свою собственную почву (хорошо бы, чтобы к этому времени он уже знал, какая почва для него самая благоприятная), мог вырасти крепким, здоровым и сильным.

И он будет безусловно уверен в себе, если вы всегда будете уверены в нём и всегда будете по его стороне, мудро ухаживая, не заливая чрезмерной опекой и не убивая критикой.

Посмотрите на него глазами садовода. Какие у него потребности и возможности? И не надо его сравнивать с соседскими цветами и, уж тем более, из своих роз пытаться сделать соседские лилии. У вас собственный неповторимо прекрасный цветок. Любуйтесь и лелейте его. Конечно, надо бороться с сорняками, т.е. с вредными привычками. Но учитесь с мудростью распознавать, сорняки это или молодые побеги.

И самое главное – получайте удовольствие от общения с ребёнком. Этот благодатный дождь любви принесёт для всех удивительные и прекрасные результаты. Не надо постоянно работать воспитателем, тем более, как это ни грустно, 70% вещей, которые нам в ребёнке не нравятся – это наши собственные недостатки, которые он просто перенял.

Поэтому воспитание – обоюдный процесс, дающий родителям шансы взглянуть на себя по-другому и измениться к лучшему.

Автор: Наталья Войцель