Родители сердятся, когда малыш ведёт себя не так, хотя причины плохого поведения часто чисто физиологические.

Наш эксперт — психолог Софья Шноль.

И видно, и слышно

Есть расхожее мнение, что детей должно быть не видно и не слышно, но природа устроила не так. Физиология ребёнка нацелена на то, чтобы он мог в заметной форме сигнализировать о себе: это необходимо для его выживания. Поэтому детям свойственно вести себя шумно. Кстати, само слово «эмоция» происходит от «motio,» что означает движение. Это движение всегда находит своё отражение в нашем теле. В гневе хочется сжать кулаки и челюсти и топать ногами, в радости — подпрыгивать и хлопать в ладоши, в печали — повесить голову и плакать. У взрослых каждая эмоция тоже вызывает двигательные импульсы. Но взрослые люди умеют сдерживать свои переживания, а дети ещё не способны на это в силу возрастной незрелости. Поэтому любые призывы вести себя как следует — это насилие над детским организмом. Лет до пяти малыши не могут контролировать свои эмоции, им это не позволяет уровень развития их мозга. А дальше многое будет зависеть от того, насколько взрослые помогут ребёнку понять самого себя.

Назвать и обезвредить

Итак, буйное поведение чада не должно быть поводом для родительского стыда. И пускай окружающие не всегда терпимо относятся к подобным проявлениям, задача родителя — быть на стороне своего ребёнка и поддерживать его, тем более когда он ведёт себя в соответствии со своим возрастом. Нашей правильной реакцией на каждый всплеск «неподобающего» поведения вместо возмущённого «Как ты себя ведёшь?!» должен стать дружелюбный вопрос: «Что с тобой?» Если мы хотим, чтобы ребёнок научился «прилично вести себя» , мы должны ему помочь разобраться в собственных переживаниях. Не понимая того, что с ним происходит, он не научится контролировать эмоции и переводить их, как говорят психологи, «на внутренний план».

Помощь взрослого заключается в том, чтобы каждый раз называть малышу его эмоцию («ты злишься», «тебе грустно»...) и давать ему её пережить в своём поддерживающем присутствии. Это важно, потому что маленький человек живёт эмоциями и не отделяет себя от них.

Одновременно нужно объяснять ребёнку и то, что происходит с другими людьми. Такое эмоциональное сопровождение лучше начинать прямо с младенчества. Тогда к старшему дошкольному возрасту, когда мозг созревает для самоконтроля, ребёнок, возможно, уже сможет регулировать своё поведение в обществе.

Время торможения

С физиологической точки зрения выражение эмоций соответствует процессу выделения. Любая попытка резко остановить этот процесс причиняет вред здоровью — такой же, как если заставить человека, например, прервать мочеиспускание. К сожалению, у родителей не всегда хватает терпения дать детскому переживанию пройти весь физиологический цикл от начала и до естественного момента утихания. Обычно мы хотим успокоить ребёнка побыстрее. Конечно, выдерживать силу проявления детских эмоций бывает нелегко, но уделить каждой из них достаточно внимания очень важно. На самом деле это не займёт много времени, если мы сначала поддержим бурное выражение чувств, разделив его с ребёнком (можно вместе с ним потопать ногами или попрыгать), а затем, постепенно замедляя движение, поможем ему успокоиться. Больше времени как раз уходит, когда мы спешим свернуть процесс, который в итоге затягивается и протекает намного тяжелее.

Советы взрослым

1. Вспомните себя в детстве. Попробуйте раскрепостить в себе ребёнка. Что с ним сейчас происходит? Как бы вы выразили его переживания? Ведь только пережив нечто, мы можем поддержать в этом другого человека.

2. Называя ребёнку то, что он чувствует, воздержитесь от оценки. Просто признайте его переживания и дайте понять, что вы рядом и любите его любым. Это и есть настоящая поддержка.

3. Если вы замечаете, что вам сложно поддерживать своего ребёнка, не вините себя. Просто это знак, что сейчас вам в первую очередь нужно позаботиться о себе. Может, вам необходима поддержка друзей или психотерапия, а может, вам просто нужен отдых, в котором вы себе долго отказывали.

Автор: Юлия Эйделькинд