Подростковый период – один из самых сложных периодов в жизни каждого человека, фактически это затянувшийся на несколько лет кризис в психическом развитии. И по накалу, уровню стресса, этот кризис превосходит кризис среднего возраста.

Подростковый организм сталкивается с огромным количеством изменений: это и гормональная сфера, которая влечет вслед за своими изменениями, полное изменение тела, и нервная система – как центральная, так и периферическая, которая не выдерживает нагрузки роста и изменения. В результате подросток, что называется, не выдерживает и начинаются непонимания буквально везде: в семье, с учителями, да и сверстников не минует эта чаша.

Подростковый период – период скопления наибольших противоречий, тянущихся весьма долго. Фактически это самый долгий кризис за весь период психического развития человека. И тут следует понимать разницу между общим разочарованием в жизни и страхом старости, как, например, при кризисе среднего возраста и предпенсионном, от общего критического состояния психики. Кризис для психики – это когда верхи могут, но низы не хотят.

Кризис в развитии детском – это когда ребенок уже может, а родители все еще не дают. И подростковый возраст наиболее дисгармоничный и наиболее противоречивый среди всех возрастов. И именно гетерхоронность развития подростков (то есть несинхронное развитие отдельных органов и их функций) на внутриличностном и межличностном уровнях является важнейшей чертой этого возраста.

При этом гетерохронность касается и психического и физического созревания, а также социального. И неравномерность в развитии этих трех показателей и дает непостоянство и непоследовательность. Сюда же следует отнести и диспропорциональное развитие интеллектуального и нравственного развития. Неравномерность психического развития в подростковом возрасте приводит к тому, что разнообразные черты детскости – например, повышенная внушаемость, подчиняемость постороннему влиянию, склонность безоговорочно слушать только авторитетов, делить все на «черное» и «белое» - сочетаются легко и непринужденно с зачатками взрослости.

Однако, если с детскими представлениями подросток прожил уже больше десятка лет, то взрослость пребывает в нем именно в зачаточном состоянии. А потребность быть взрослым, или, точнее, быть не ребенком, велика настолько, что подросток пребывает в конфликте своих возможностей и потребностей довольно продолжительное время. Конфликт этот носит весьма непримиримый характер и то, что достается окружающим – лишь малая толика того, что происходит у подростка внутри. Все эти особенности и делают подростка непоследовательным. Сегодня он отстаивает одни взгляды, а через десять дней совсем другие. Тем, кто находится снаружи, а часто и самому подростку (если уже начистоту) это непонятно. С другой стороны – для подростка эти изменения выглядят здоровыми и последовательными, не вызывающим и тени смущения.

Что делать с непоследовательными подростками? Помнить, что все мы там были. Что все мы через это, с той или иной долей успеха, прошли. И стали «нормальными» людьми. Так что не переживайте: этот период закончится, ваш подросший ребенок отберет для себя убеждения и станет в них последовательным. На какое-то время. До следующего кризиса.

Автор: Кристина Вязовская