Имея семилетнюю дочь и множество знакомых с детьми такого же возраста, я была удивлена: насколько однотипны жалобы родителей на детей. Кривляется, вредничает, препирается, капризничает ни с того ни с сего. Порой так и хочется дать любимому чаду в лоб.

Выбор школы, подготовка к учебе, тестирование, учебники, выпускные в детских садах, а то уже и первый класс, а ребенок вдруг начинает выкидывать коленца. Еще вчера вроде такой взрослый и управляемый он паясничает, грубит, любую просьбу встречает отказом.

Элементарное: «Пора ложится спать!» выливается в скандал. «А почему пора, а я не хочу спать! Не хочу и не буду! И почему я должен спать, когда вы не спите? И вообще ничего не хочу, ничего не буду!»

Что это такое? Недочеты в воспитании?! Нет, это опять возрастной кризис, и хотя именно пережив его, ребенок из дошкольника превращается в школьника, связан он отнюдь не с началом обучения в школе.

К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. Ребенок вдруг понимает, что то, что он чувствует, думает и то, что он делает – совершенно разные вещи. Это открытие - осознание собственной внутренней жизни - очень важный этап развития. По сути – эта первая ступенька становления личности. Ребенок осознает себя не просто отдельным существом, это открытие он делает еще в год, а именно отдельной личностью. Возникает острая борьба переживаний.

Оказываясь в ситуации выбора, малыш начинает не просто колебаться, а обдумывать, взвешивать и анализировать свои порой противоречивые чувства. Благодаря способности к обобщению переживаний, ребенок теперь может противопоставить собственную личность обществу, сформировать уровень запросов к себе. Дошкольник начинает рефлексировать: Какой я? Добрый? Хороший? Умный? Впервые возникает идеальное-я: Каким я хочу быть? Появляется потребность осознать свое место в этом мире, почувствовать себя частью социума, получить оценку собственных действий, личности. Как меня воспринимают другие?

Навсегда исчезает детская непосредственность. Между мыслью и поступком вклинивается интеллектуальный момент. Ребенок обдумывает свою реакцию. Именно поэтому дети шести-семи лет так часто зависают в разговоре, особенно в ответ на просьбу или напоминание родителя. Подобное умение держать паузу обычно безумно раздражает мам и пап.

Осознавая свои чувства, учась ими управлять, ребенок параллельно учиться и скрывать их. Как сказала одна мама: «В 7 лет у них закрывается душа.» Потерять контакт с ребенком в этом возрасте очень легко.

В этот период дошкольник начинает чувствовать себя взрослым. Это выражается и в интересе к различным «взрослым» темам разговоров: устройство мира, смысл жизни и тому подобные. «Порассуждать» в этом возрасте любят практически все дети. У многих просыпается уже вполне осознанный и серьезный интерес к чтению, особенно интересны книги, где описывается внутренняя жизнь героев, мотивы их поступков. Приобретают привлекательность так же занятия, связанные с продуктивной деятельностью – вязание, шитье, конструирование. Но по-прежнему ребенок ждет одобрения результатов своего руда взрослым.

Появляется интерес к собственному внешнему виду, различным внешним атрибутам взрослой самостоятельности. Туфли на каблуках как у сестры, сотовый телефон, юбку как у взрослой. Мир привычных бытовых правил ассоциируется у ребенка с детством и в связи с этим вызывает неприятие. Отсюда бесконечные споры по поводу чистки зубов и прочих режимных моментов.

Оказавшись вдруг перед целым морем собственных чувств и ощущений, маленький человек порой теряется, не знает, как с ними справится, как ему такому теперь вести себя с окружающим миром. Хотя подвижность нервных процессов в этом возрасте увеличивается, процессы возбуждения преобладают. Это определяет такие характерные особенности детей, как непоседливость, повышенную эмоциональную возбудимость. При этом семилетки уже по-другому реагируют на неблагоприятные психологические факторы. Так, если по каким-либо причинам дошкольнику плохо, то у него может возникнуть психомоторное возбуждение, тики, заикания. Для младшего школьного возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, симптомы и синдромы страхов, проявления агрессии или негативизма.

Далеко не все дети переживают этот кризис в 7 лет. Возрастные рамки у него очень размыты: от 6-7 до 8 и даже 9 лет.

Любой возрастной кризис ребенка – это кризис педагогической позиции родителя, так как прежний стиль взаимодействия уже не работает, а общаться по-новому еще предстоит научиться. Готовых рецептов здесь нет. В каком-то смысле кризис семи лет это своеобразная тренировка перед подростковым периодом. Если в этот период родителям удается сохранить тесный эмоциональный контакт c сыном или дочерью, то есть надежда что и следующий возрастной рубеж «бури и натиска» пройдет более гладко.

Автор: Оксана Борисова