Не так давно мне пришлось стать свидетельницей двух ситуаций очень схожих по своей сути, концовка у которых, к сожалению, была абсолютно разной.

Семилетняя Соня – единственный ребенок в семье. Родители стараются много беседовать с девочкой, спокойно объясняют ей «что такое хорошо и что такое плохо». Как-то раз Соня захотела пить. Дома, в прихожей, она увидела пластиковую бутылку с прозрачной жидкостью. Не долго думая, девочка взяла бутылку, открыла и уже собиралась попить из нее, как вдруг в прихожую вошла мама.

- Ни в коем случае не пей эту воду, она не питьевая, - остановила девочку мама и сразу сообразила, что это хорошая возможность объяснить дочери кое-что важное.

- Почему, мам?

- Сонечка, раз и навсегда запомни правило: никогда не пытайся попить неизвестную жидкость, даже, если она похожа на воду! В бутылке или в чем-то другом может находиться как просто плохая вода, так и какое-нибудь очень опасное для жизни вещество.

Девочка спокойно закрыла бутылку и поставила ее на место. Мама ответила на несколько вопросов дочери о том, что может произойти, если выпить опасную жидкость, почему она похожа на воду и как это вещество может оказаться в доме у людей. Соню впечатлил рассказ мамы, а мама в свою очередь была очень рада, что посредством этой ситуации она смогла поведать дочери важную истину жизни.

Спустя несколько дней…

На дворе – жара. Ребятишки на детской площадке постоянно подбегают к родителям и просят пить. Мама пятилетнего Максима и восьмилетнего Валеры забыла воду дома. Мальчишки, играя, обнаружили на соседней скамейке кем-то оставленную бутылку с недопитой минералкой. Валера радостно схватил находку и побежал показывать маме, открывая ее на ходу:

- Мама, смотри, я нашел воду, мы можем ее попить!

Увидев, что Валера собирается пить из найденной бутылки, мама мальчиков пришла в ужас:

- Ты что, с ума сошел, ты зачем ее взял?!

- Мам, это ничья бутылка, ее оставили, на скамейке никого рядом с ней не было, - пытался оправдаться мальчик, не до конца понимая, что так разозлило маму.

- Давай я тебе плюну в бутылку, и ты будешь это пить! – громко кричала женщина, - ее же неизвестно кто облизывал!

Валера стоял как вкопанный. В его глазах читалось разочарование, смешанное с горечью публичного унижения. Его мама продолжала говорить что-то неприятное, друзья и младший брат, разинув рты, стояли и наблюдали за происходящим. Спустя еще мгновение Валера, опустив голову, поплелся обратно к скамейке, чтобы поставить на место злополучную бутылку.

В обеих этих ситуациях мамы столкнулись с определенной проблемой: поведение ребенка представляло потенциальную опасность для его здоровья. В одном и другом случаях дети не знали, что могут причинить себе вред, а значит, не были научены, убеждены, просвещены. Сама жизнь преподнесла хороший урок, который одна мама обратила в пользу для своего дитя, другая – в конфликт с небольшими элементами разъяснений. Самым ярким впечатлением для первого ребенка был рассказ мамы и новые знания, для второго – унижение и обида.

Как мы реагируем на различные проблемы, совершенно естественно возникающие в каждой семье, где растут дети? К чему ведут нас трудные ситуации, связанные с воспитанием ребенка?

Меняем отношение

Чтобы проблемы в отношениях с детьми начали нести созидающий характер, важно что-то изменить. Когда случается нечто, выводящее нас из себя, возмущающее нас, пугающее и т.д., во-первых, необходимо трансформировать свое отношение к произошедшему.

Когда Насте исполнилось семь лет, ей нравилось самостоятельно ходить в магазин, куда ее посылала мама за различными мелочами. Однажды, когда девочка увлеченно играла в куклы, ее маме, занятой приготовлением обеда, срочно понадобилось купить сахар.

- Настя, сходи, пожалуйста, в магазин, - попросила она дочь.

- Ну, мам, я не хочу, - горестно протянула Настя, - сходи сама.

- Я сейчас занята и не могу уйти, а для приготовления обеда мне нужен сахар.

- Мам, я не хочу, пожалуйста, не проси меня! Почему ты не купила сахар раньше? – Не унималась Настя.

Мама поняла, что поход в магазин всегда был для ее дочери чем-то вроде развлечения, а теперь, когда это стало важным заданием, девочка думает, что может отказаться от него, как от какой-нибудь игры, ведь за серьезными крупными покупками ее никогда не посылают. Также мама Насти решила не ругать дочь за отказ, а попробовать изменить отношение девочки к ее просьбе.

- Знаешь, доченька, я ведь сейчас прошу тебя выполнить серьезное задание. Если ты не поможешь мне, обед не будет до конца готов. Ты можешь помочь мне, потому что я сейчас не могу отойти от плиты.

- Мам, ну я же играю, я не хочу идти в магазин!

Мама позвала дочь к себе на кухню, посадила ее рядом с собой, и рассказала ей о том, что многие вещи люди делают не потому, что им хочется, а потому, что это необходимо. Она придумала различные примеры того, что может произойти с их семьей и вообще со всем миром, если все люди начнут делать только то, что им хочется. Девочке было очень интересно слушать мамины истории, она смеялась, удивлялась и задавала вопросы. После разговора Настя уже без капризов взяла деньги и сходила в магазин.

Мама объяснила девочке важную истину, использовав ее непослушание. Женщина не стала ругать дочь, упрекать ее за ее отказ идти в магазин, изображать обиду и т.п. Вовремя сообразив, она изменила свое привычное отношение к ситуации, увидев, какую пользу может принести ей эта проблема.

Как мы обычно реагируем на непослушание своих детей? Может быть, наш ребенок еще не знает чего-то, что поможет ему быть послушным в том или ином случае? Замечаем ли мы те ситуации, в которых можем еще раз наставить своего ребенка или сразу же принимаемся привычно выражать свое недовольство?

Превращаемся в учителя

Как мудрые мамы, мы можем понять, когда наступает удобный момент для нашего перевоплощения в учителя. Речь не идет о том, что после каждой шалости и непослушания мы должны проводить долгие и нудные беседы с ребенком, а потом, когда дитя повторяет свое неправильное поведение, воспроизводить свои лекции снова и снова. В том и заключается вся мудрость матери, чтобы заметить среди множества ежедневных «столкновений» с чадом те инциденты, которые можно превратить в интересный и полезный урок для ребенка. Случаются такие ситуации, про которые говорят: «нарочно не придумаешь», вот их-то и нужно стараться не упустить.

Оле шесть лет. Она часто приходит в гости к своей подруге Саше. Как-то раз, наигравшись, Оля уже собиралась домой, когда родители Саши предложили ей поехать с ними на поле собирать горох.

- Будет весело: вы с Сашей вдоволь нагуляетесь, наедитесь гороха, еще и домой принесешь целую кучу, - зазывали девочку мама и папа подруги.

Оле очень захотелось поехать на поле, но она знала, что для этого нужно спросить разрешения у мамы.

- Мама, можно я поеду с Сашей и ее родителями на поле за горохом? – Спросила по телефону девочка.

Мама Оли знала, что поля, на которые собралась ехать семья Саши, чужие. Время от времени некоторые тайком собирают в таких посадках то одни, то другие овощи в тех местах, где не видит сторож. Убеждения Олиной мамы не позволяли отпустить дочь за горохом, т.к. это было бы воровством. Но как объяснить это шестилетнему ребенку, так рвущемуся в желанную поездку?

- Оля, тебе туда ехать нельзя.

- Но почему же, мама? Мне ведь так хочется, там будет так здорово! – послышался в трубке умоляющий голос девочки.

Маме Оли очень хотелось бы отпустить дочь, но она понимала, что таким образом она позволила бы ей участвовать в том, что, по ее мнению, было низким поступком.

- Доченька, мы должны с тобой серьезно поговорить, но не по телефону. Приходи сейчас домой и я тебе расскажу, почему не хочу, чтобы ты ехала с Сашей.

- Мамочка, но почему? Я очень-очень хочу поехать, - едва сдерживая слезы, не отступала девочка.

- Сейчас я положу трубку, - спокойно сказала мама, - и жду тебя дома. Мы с тобой проведем интересное время, и ты узнаешь кое-что новое, хорошо?

- Ладно, сейчас приду, - вздохнула Оля.

Дома мама рассказала девочке о том, куда едут родители Саши и почему ей туда нельзя. Она напомнила библейскую заповедь «не кради» и объяснила Оле, почему воровство, даже маленькое, - это плохо.

После разговора с мамой девочка успокоилась. Ей самой не хотелось участвовать в чем-то недобром. Прогулка по гороховому полю показалась ей совсем не привлекательной. А мама радовалась, что на этом примере смогла объяснить девочке еще одну истину, которая с малых лет поможет Оле идти по жизни в правильном направлении.

Как учителя своих детей, мы должны иметь такт и выдержку. Затроньте какую-либо важную тему в беседе с ребенком, и вы услышите массу вопросов, на которые необходимо будет ответить. Подготовьтесь к этому и не спешите завершать ваш «урок», пока тема не исчерпает себя, и вы не убедитесь в том, что дитя поняло, что хотела сказать его мама.

Поможем ребенку увидеть невидимое

Порой хорошо не только маме увидеть и уловить созидающий момент в определенной проблеме, но и помочь его понять и увидеть ребенку, изменить и его отношение к происходящему. Это поможет малышу в дальнейшем не бояться трудностей, а, может быть, и самому пытаться искать в них позитивную сторону.

Семилетняя Алена отправилась в магазин, куда ее послала мама за хлебом. Проходя мимо стойки с журналами, девочка увидела новый номер своего любимого издания. Она привыкла, что родители ей всегда покупают его, и решила, что может также взять его.

Когда девочка подошла к кассе с булкой хлеба и журналом, ей сказали, что денег у нее не хватает. Алена еще не ходила в школу и не научилась считать, поэтому растерялась от неожиданности. Оставив у кассы все свои покупки и деньги, она вышла из магазина и заплакала.

Придя домой, она рассказала маме о своем горе и о том, что и хлеб и журнал и деньги остались у кассы. Мама предложила девочке сходить вместе в магазин, но Алену так напугала эта неожиданная для нее ситуация, что она наотрез отказалась. Тогда ее мама сама отправилась, чтобы взять оставленные вещи и доплатить нужную сумму.

Женщина понимала, что теперь, после случившегося, ее дочь, скорее всего, надолго откажется ходить в магазин и будет бояться встречать того кассира, который сообщил ей о нехватке денег. Поразмыслив, мама Алены решила обернуть ситуацию так, чтобы она выглядела как приключение для ее дочери.

- Алена, сегодня у тебя был очень интересный урок, ты догадалась, какой?

- Нет, - с удивлением ответила девочка.

- Такого, может быть, у тебя больше никогда не случится и ты должна запомнить две вещи, которым сегодня хотела научить тебя жизнь.

Девочка заинтересованно слушала.

- Правило номер один – не приобретай того, что тебе не написали в списке покупок. Если ты захотела купить что-то лишнее, позвони маме и спроси, можно ли тебе это сделать и хватит ли у тебя на это денег.

Правило номер два – если ты оказалась у кассы и у тебя не хватает денег, спроси у кассира, какую вещь ты можешь не покупать, чтобы тебе хватило имеющейся суммы.

Мама Алены придумала несколько историй, главным героем которых была ее дочь, и обыграла в этих историях правила, уясненные девочкой из произошедшего инцидента. Женщина попыталась убедить дочь, что ходить в магазин не страшно, а когда случаются казусы – это интересные уроки и в них всегда можно придумать какой-то выход. Еще она рассказала, что непредвиденные обстоятельства происходят не только у маленьких детей, но и у взрослых людей и что это – совершенно нормальные явления, которые случаются часто.

Если мы начнем, хотя бы изредка, в ситуациях, в которых раньше просто ругали ребенка, или строго говорили «правильные слова», видеть полезные уроки для своего чада, наши дети также начнут меняться. Придумывайте, как лучше обыграть ту или иную ситуацию, как понятнее объяснить ее ребенку. Со временем повторяющихся моментов непослушания, упрямства и т.п. будет становиться все меньше, а ваше дитя будет получать бесценные знания и убеждения, которые сформируют его личность и помогут в дальнейшей жизни.

Автор статьи: Наталья Ворожцова