Ребенок давно просится гулять с друзьями, а не в сопровождении бабушки. Еще бы: в его возрасте вы уже ходили сами в магазин через дорогу, а двор был исследован вдоль и поперек.

Итак, решено попробовать отпустить дочку или сына одних на улицу. Но прежде необходимо озвучить правила безопасности, которые должны неукоснительно выполняться:

1. Нельзя уходить со двора без предупреждения и вашего согласия.

Пока ребенок только осваивает прелести гуляния в одиночку, возведите это правило в абсолют: нельзя уходить даже на минуту, даже «зайти за Пашкой из соседнего подъезда».

Разыграйте в лицах возможные ситуации, их последствия: он может потеряться, ушибиться или родителям может понадобиться куда-то срочно ехать. Обговорите с ребенком его действия – всегда звонить, сообщать, где он и с кем, спрашивать разрешения отлучиться из двора. Расскажите так же, что вы будете очень переживать и волноваться, если ребенок не будет отвечать на ваш звонок. Предупредите и о том, что нарушение этого правила грозит домашним арестом.

2. Нельзя играть у гаражей, в подвалах и чердаках.

Разъясните, что в этих местах детям быть небезопасно: там могут оказаться бездомные собаки, крысы, бомжи или прогнивший пол, заевшая дверь и т.д. Ребенок должен сам придти к выводу, что в такие места лучше не попадать.

3. Нельзя вступать в беседы с незнакомыми людьми и уходить с ними, куда бы то ни было.

Пусть ребенок не боится показаться невежливым. Донесите до него мысль, что взрослым не зачем обращаться за помощью к детям. Также без злого умысла чужие люди вряд ли будут звать ребенка куда-то пойти, даже просьба показать нужный дом должна насторожить. На любые угощения от незнакомцев – табу. В случае любой опасности просите ребенка громко кричать и оказывать сопротивление.

Несколько раз проиграйте различные ситуации, взяв на себя роль «чужого взрослого» и отрепетируйте реакцию и действия ребенка:

Вы: за помощь с тяжелой сумкой обещать заплатить или наградить конфетой, позвать посмотреть «щеночков».

Ребенок: отказаться в категоричной форме и отойти подальше

Вы: предложить проводить вас до дома,: заплутали во дворах, как выехать или выйти?

Ребенок: показать направление и отойти, ни в коем случае не садиться в машину!

Вы: предлагаю тебе поучаствовать в фотосессии для рекламы или выйти на подиум.

Ребенок: может спросить о времени и месте, чтобы придти туда вместе с родителями. А еще лучше – молча отойти.

Вы: идете по пятам, продолжаете уговаривать.

Ребенок: подойти к знакомым взрослым или подбежать к любому подъезду и громко звать маму. Если это происходит в оживленном месте – не идти во дворы и подворотни, подъезды, а зайти в любой магазин и сообщить о преследовании продавцу или охраннику. Постараться попасться на глаза милиционеру.

Вы: хватаете за плечи или берете на руки и пытаетесь увести или запихнуть в машину силой.

Ребенок: громко кричать: «Ты кто такой?», «Я вас не знаю, помогите!», «Это чужие, я их не знаю!» сопротивляться изо всех сил – лягаться, пинаться, кусаться.

Вы: меня послала твоя мама, просит, чтобы ты передал мне из дома фотоаппарат или пойдем со мной, тебя ждет папа на другом конце города.

Ребенок: категорический отказ, ведь его не предупреждали.

Кстати, условьтесь с ребенком о тайном шифре: если вы действительно попросите ваших знакомых забрать его откуда-то, то посланец должен сообщить пароль или передать записку с определенным словом.

Вы: к тебе подъехала машина и остановилась.

Ребенок: убегать подальше.

Вы: трогаете его за плечи, обнимаете, гладите по голове.

Ребенок: отскочить на безопасное расстояние, ударить по руке, крикнуть «Я тебя не знаю, не трогай меня», убежать.

Вы: какая хорошая девочка! На тебе конфету! (сладкую вату, колу, мороженое, чипсы и т.д)

Ребенок: спасибо, не хочу.

Вы: подойти к лифту, у которого стоит ребенок.

Ребенок: выбежать на улицу и вернуться уже после как лифт уедет. И хорошо бы войти в подъезд со знакомыми соседями.

Для закрепления попросите вашего приятеля, которого ребенок не знает в лицо, сыграть «злодея» - предложить конфет или пойти с ним в игрушечный магазин. Обязательно обсудите потом эту инсценировку и действия ребенка. И, конечно же, просите его всегда рассказывать вам о любой «нештатной» ситуации.

Автор: Елена Андреева