Критерии у каждого читателя свои. Особенность этой литературы в том, что адресована она детям, но выбирают книги для детей родители. Иногда прислушиваясь к пожеланиям детей, иногда ограничиваясь тем, что нравится самим родителям.

Кому-то нравятся такие произведения, которые увлекают малыша динамикой сюжета – особенно таким рассказам рады мамы и папы гипердинамичных деток. Родители флегматиков довольны, находя рассказы с неторопливым повествованием. Хорошо, если прочитанное чему-то учит, но не навязчиво, подобно мудрому учителю, который обучает и воспитывает, позволяя ребёнку оставаться самим собой.

И ни у кого не вызывает сомнений, что рассказ должен быть интересным маленькому читателю. Такие произведения – интересные, воспитывающие, обучающие, можно найти не только на полках книжных магазинов, но и на литературных сайтах. Часто рассказы для детей буквально светятся лучиками доброты. Это хорошие рассказы.

А иногда везёт на встречу с рассказом-отличником. Вот произведение «Кукушкина каша» (автор Арина Феева) я бы назвала не просто хорошим рассказом, а отличным. Почему? Потому, что в этом небольшом по объёму произведении есть всё, что нужно для того, чтобы назвать рассказ хорошим.

Яркая зарисовка ситуации позволяет примерить ситуацию на себя. А ситуация очень знакома – многие детки капризничают, когда им предлагают съесть полезную, но кажущуюся невкусной кашу.

Диалог мамы и дочки, из которого маленький читатель может узнать, что во Франции едят лягушек, и о том, что если кажется, что жить на свете ужасно только из-за необходимости съесть овсянку, это только так кажется. Потому что надо обращать внимание на замечательную погоду, лето, друзей, а не зацикливаться на нелюбимой каше.

Не надоедливое, а очень живое описание эмоционального состояния матери и дочки, динамика его – от огорчения к радости у мамы и от уныния к счастливой улыбке у дочки. Мастерская обрисовка настроения героев, переданного всего лишь несколькими словами, но очень точными, буквально рисующими портреты дочки и мамы.

Вот так рисует автор картину эмоций. «Что, опять каша не нравится?» – огорченно спросила мама скучающую Асю. Ася со счастливой улыбкой уже каталась, стоя босиком на качелях».

Всего несколько слов для обозначения настроения, но каждое на своём месте и взаимосвязано с общей картиной. По этим словам-штрихам можно читать не только настроение героев рассказа, читается то, что в этой семье есть доброта, любовь, понимание. А когда есть это, то все проблемы решаемы. Потому как читатель не удивляюсь тому, что мама находит путь решения проблемы, да такой, что дочка не только в этот раз с удовольствием съела обед, а полюбила есть кашу.

Всё это и позволяет назвать рассказ хорошим. Но есть что-то, отличающее его от других. Что-то, благодаря чему я назвала его отличником. Это то, что рассказ учит не только детей, но и взрослых. Родителям, бабушкам и дедушкам, хоть однажды сказавшим своим детям или внукам фразы, вроде «Ешь, а я тебе сказку расскажу», «Ешь, а то сладкого не получишь», «Не выйдешь из-за стола, пока не съешь» или развлекающих малыша игрушкой и даже мультиками во время еды, есть чему поучиться, читая.

Есть чему поучиться даже тем, кто решил проблему отсутствия аппетита у детей, разрешая им принимать активное участие в приготовлении обеда или ужина.

Вот такой рассказ – яркий, динамичный, ненавязчиво воспитывающий и детей, и взрослых, думаю, можно назвать отличным.

Рассказ «Кукушкина каша» Арины Феевой: http://www.proza.ru/2012/07/11/813

Автор: Надежда Сергиянская